"Игры и Игрушки" №1-2016
Игры с карточками для самых маленьких
В предыдущем номере журнала мы рассказали о том, как можно использовать наборы карточек на разные темы для развития речи и воображения ребёнка. А сегодня в продолжении статьи – несколько идей об играх с карточками для детей раннего возраста
От 1 года 3-х месяцев до 1 года 6 месяцев. Малыш уже может рассматривать во время одной игры 3-4 карточки. На карточках должны быть изображены два похожих предмета и один предметиз другой группы. Например: грузовая машина, легковая машина и кошка. Или кошка рыжая, кошка белая и собака. Задача ребёнка – узнать предметы на картинках.
От 1 года 6-и месяцев до 1 года 9-и месяцев. В этом возрасте мы используем игры с карточками, на которых изображены действия (мишка ест, зайка танцует, кукла спит). Задаём вопросы: «Кто это? Что делает? Где кукла Ляля спит?». Сначала взрослый комментирует то, что нарисовано на картинке, и сам называет, кто и что делает. При втором предъявлении картинки можно уже спросить малыша: «Что делает девочка? Что делает киска?».
На этом возрастном этапе используем карточки не только для узнавания предмета, но и для развития обобщения:
а) картинки с действиями для развития обобщения. Например: девочка пьёт (за столом из чашки чай), мишка пьёт (мишка пьёт по-другому – он держит в лапках бочонок), киска пьёт (из миски), птичка пьёт (водичку из лужицы). Все они пьют по-разному, но это одно действие.
б) предметные картинки для развития обобщения. Это картинки одного и того же предмета из разных материалов и разных размеров (фотография куклы, рисунок куклы, деревянная кукла, резиновая кукла, пластмассовая кукла, куклы в разных нарядах, кукла большая и кукла маленькая). Все куклы на карточках разные, но называются они одним словом – «кукла». И ребёнку надо обобщить существенные признаки такого предмета как «кукла» в отличие от других знакомых ему вещей, чтобы узнать куклу на картинке независимо от её цвета, размера или одежды.
От 1 года 9-и месяцев до 2-х лет. Наряду с предметными картинками на карточках с этого возраста можно рассматривать с малышом и сюжетные картинки (дети кормят птиц зимой, дети играют во дворе, кошка с котятами греется на солнышке). Вопросы: «Кто это? Что делает? Что держит в руках? Какой? Где?». Взрослый рассказывает малышу коротенький рассказик по этой картинке из 3-5 простейших предложений.
Описания интересных и необычных игр с карточками читайте в следующем номере!
Какие карточки нужны для самых маленьких?
- Картинки для самых маленьких должны быть очень простыми и легко узнаваемыми.
- Желательно, чтобы изображения на карточке были выделены контуром.
- Лучше, чтобы на картинках были использованы чистые цвета.
- Карточки должны быть напечатаны на плотном картоне без острых углов (безопасны для маленьких детей).
Что должно быть изображено на карточках для малышей?
На карточках для самых маленьких изображаются предметы, хорошо знакомые ребёнку по его жизни: посуда, мебель, игрушки, бытовые вещи, герои знакомых сказок и потешек, знакомые бытовые действия. Часто родители совершают ошибку, давая малышу 1-2-х лет наборы карточек на очень далёкие от ребёнка темы: «Планеты Солнечной Системы», «Города мира», «Композиторы мира» и другие. Это ведёт лишь к механическому запоминанию информации, и не развивает мышление ребёнка и его речь. Ребёнок 2-х лет, конечно, запомнит названия карточек и сможет показать пальчиком на нужную картинку по просьбе взрослого. Но будет ли это вести к развитию? Малыш запомнит лишь данную карточку как «имя» предмета и никогда не узнает эту планету на другой картинке, на видео, в планетарии, не сможет выделить отличительные особенности, рассказать о ней. При беседе на слишком сложные темы малыш будет пассивен. Так он приучается к пассивному восприятию информации о мире и её воспроизведению. А учится самостоятельно мыслить и развивается малыш только в активной деятельности, на примерах из своего опыта. Поэтому лучше отложить использование наборов на слишком сложные темы для возраста постарше.Как проводить игры с карточками по возрастным этапам развития малыша?
От 1 года до 1 года 3-х месяцев. На этом этапе используются карточки, на которых предмет расположен в статическом положении. Для ребёнка подходит игра с 1-2 картинками. Задача такой игры – узнавание малышом изображённых на карточках предметов: «Где кошка? Покажи», «Дай мне петушка, собачку». Когда ребёнок начнёт легко выполнять задание с двумя картинками, можно постепенно увеличивать их количество до шести-восьми картинок в одной игре к полутора годам.От 1 года 3-х месяцев до 1 года 6 месяцев. Малыш уже может рассматривать во время одной игры 3-4 карточки. На карточках должны быть изображены два похожих предмета и один предметиз другой группы. Например: грузовая машина, легковая машина и кошка. Или кошка рыжая, кошка белая и собака. Задача ребёнка – узнать предметы на картинках.
От 1 года 6-и месяцев до 1 года 9-и месяцев. В этом возрасте мы используем игры с карточками, на которых изображены действия (мишка ест, зайка танцует, кукла спит). Задаём вопросы: «Кто это? Что делает? Где кукла Ляля спит?». Сначала взрослый комментирует то, что нарисовано на картинке, и сам называет, кто и что делает. При втором предъявлении картинки можно уже спросить малыша: «Что делает девочка? Что делает киска?».
На этом возрастном этапе используем карточки не только для узнавания предмета, но и для развития обобщения:
а) картинки с действиями для развития обобщения. Например: девочка пьёт (за столом из чашки чай), мишка пьёт (мишка пьёт по-другому – он держит в лапках бочонок), киска пьёт (из миски), птичка пьёт (водичку из лужицы). Все они пьют по-разному, но это одно действие.
б) предметные картинки для развития обобщения. Это картинки одного и того же предмета из разных материалов и разных размеров (фотография куклы, рисунок куклы, деревянная кукла, резиновая кукла, пластмассовая кукла, куклы в разных нарядах, кукла большая и кукла маленькая). Все куклы на карточках разные, но называются они одним словом – «кукла». И ребёнку надо обобщить существенные признаки такого предмета как «кукла» в отличие от других знакомых ему вещей, чтобы узнать куклу на картинке независимо от её цвета, размера или одежды.
От 1 года 9-и месяцев до 2-х лет. Наряду с предметными картинками на карточках с этого возраста можно рассматривать с малышом и сюжетные картинки (дети кормят птиц зимой, дети играют во дворе, кошка с котятами греется на солнышке). Вопросы: «Кто это? Что делает? Что держит в руках? Какой? Где?». Взрослый рассказывает малышу коротенький рассказик по этой картинке из 3-5 простейших предложений.
Описания интересных и необычных игр с карточками читайте в следующем номере!
Ася Валасина, к.п.н, автор сайта «Родная тропинка»
Рекомендуем почитать
- Госдума планирует отменить требования к образованию опытных воспитателей
- Рисуем картину «Совушка»
- ИмпортоЗамещение игрушек?!
- Люблю я витамины
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку