"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2013
Формирование фонематического восприятия
У многих детей с отклонениями мышечного тонуса имеются проблемы в развитии речи по типу стёртой формы дизартрии. Это ведёт к стойкому нарушению звуковой стороны речи и недостаточному развитию фонематического слуха, нарушению пространственной ориентации, грамматического строя речи, слоговой структуры. Ребёнок, имеющий даже незначительные особенности в развитии, нуждается в специальных методах и приёмах обучения.
Педагог должен уделять внимание развитию всех психических процессов, но мы хотим обратить внимание на развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия в связи с тем, что именно эти процессы лежат в основе развития речи, а в дальнейшем — чтения и письма.
Чтение и письмо — результат слаженной работы целого ряда физиологических компонентов. Для полноценного овладения чтением и письмом ребёнок должен овладеть умением:
- слышать, есть ли данный звук в слове;
- различать по смыслу слова, похожие в звуковом и слоговом отношении;
- различать слова-паронимы;
- слышать последовательность звуков в слове.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата в большей или меньшей степени сталкиваются с перечисленными выше проблемами. Поэтому на коррекционно-развивающих занятиях в детском саду требуется работа по профилактике нарушений чтения и письма.
Для решения этих коррекционных задач требуются грамотно разработанные методические пособия и увлекательный демонстрационный материал. На наш взгляд, этим требованиям полностью соответствует методическое пособие Л.Е. Журовой, Н.С. Варенцовой, Н.В. Дуровой, Л.Н. Невской под редакцией Н.В. Дуровой «Обучение дошкольников грамоте», которое включает конспекты занятий для педагога, набор демонстрационных плакатов для звукового и звукобуквенного анализа слов, индивидуальные карточки для звукового анализа, соответствующие демонстрационному материалу, а также набор из четырёх тетрадей для индивидуальной работы.
Пособие универсально, его можно использовать не только в образовательной, но и в игровой деятельности, в часы вечернего досуга, а также рекомендовать родителям для закрепления знаний в увлекательной форме. В нём представлены дидактические игры, которые можно проводить на прогулке. Подобраны речевые игры, способствующие развитию фонематического слуха, формированию фонематического восприятия и аналитико-синтетической деятельности. В эти игры можно играть, сидя на ковре, лёжа в кровати, а также в транспорте.
Е.Макарова, старший воспитатель ГБОУ д/с № 2664
Т. Рукавицына, учитель-дефектолог
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии