"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2013
Волшебный завиток
Мы начали с того, что принесли в группу свои авторские работы «Одуванчики», «Виноград», «Танк Т-34», выполненные в технике квиллинг. Дети с интересом их рассмотрели и, конечно же, захотели что-то смастерить сами. Каково же было удивление ребят, когда им показали, как из обычных разноцветных полосок можно сделать различные фигурки и картины! Простая форма — бумажная лента, но скрученная в диск, открывает большие возможности для развития детей с задержкой психического развития.
Занятия квиллингом мы проводим во второй половине дня с небольшими подгруппами воспитанников, а чаще индивидуально, в спокойной доброжелательной обстановке. Это позволяет показать каждому ребёнку его возможности. Надо учитывать, что любое изделие, выполненное руками ребёнка, — это его труд, в который вложено много старания и усилий, поэтому похвала и поддержка взрослого — необходимое условие успеха.
Работали по принципу «от простого к сложному». Вначале дети осваивали элементарные навыки скручивания цветных полосок бумаги в диски. Они уже могли пользоваться ножницами, и мы предложили сделать заготовки — отрезать полоску бумаги по образцу, разрезать её на две равные части (пополам).
На этом этапе мы использовали возможность закрепить с детьми навыки количественного и порядкового счёта, умения сравнивать целое и часть, находить часть от целого. Например, в ходе игрового упражнения «Назови цифру» ребёнок пересчитывал разноцветные полоски бумаги и сопоставлял их количество с цифрой; при выполнении упражнения «Одна из четырёх» дети делили полоски бумаги на четыре равные части и разрезали их, сравнивали длину части с длиной целой полоски. Упражнение «Узнай, сколько нужно дисков» способствовало счёту движений (или звуков), определению их количества, выполнению в соответствии с этим количеством элементов квиллинга.
Когда дети освоили навыки скручивания бумажных полосок в диски, начался следующий этап работы — учили детей пальцами придавать этим дискам различную форму: листика, глаза, капельки. Это не требует много времени, и дети с удовольствием выполняли превращения, получали форму, которая нужна им при создании композиции.
Обучение квиллингу раскрывает перед ребёнком удивительный мир художественного творческого конструирования из бумаги и даёт возможность поверить в свои способности.
Для формирования колоративной лексики мы использовали игровые задания «Найди такую же», «Разложи по цвету», «Выбери и назови», «От тёмного к светлому» и др. Эти задания развивают умение сопоставлять цвет выполненных элементов с эталонами цвета, раскладывать детали в ряд по оттенкам.
Упражнения «На что похоже?», «Найди одинаковые фигуры», «Сколько лишних деталей?» способствовали расширению представлений дошкольников о форме выполненных деталей. Дети подбирали детали по признаку формы и добавляли их к уже имеющимся группам. При этом были использованы как простые формы, так и сложные, поэтому важны ассоциации, и мы предлагали дошкольникам найти похожие формы среди окружающих предметов — обруч, луна, рыбка, пирамидка. Чтобы закрепить метрические представления, детям предлагали выкладывать полоски от длинной до короткой, от узкой до широкой.
Затем из готовых форм составляли композиции. Например, для выполнения композиции-иллюстрации к сказке «Три медведя» потребовалось обсудить с детьми художественный замысел: в разных вариантах располагали с детьми вырезанные фигуры медведей, предметы убранства избушки и выбрали вариант, который больше всего понравился детям, оставили его в качестве образца. Обговаривали форму каждой детали: из каких фигур можно сделать тело, голову, лапы медведя, каких размеров, на что похожи ушки у медвежонка, какой формы косынка у Маши. Затем по показу, а позже и по словесной инструкции дети соединяли между собой детали квиллинга. Получились Маша, медведь Михайло Потапович, медведица Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Дети с удовольствием прикрепили героев сказки к заранее подготовленному стенду с изображением интерьера комнаты.
Убедившись, что дошкольники освоили навыки составления композиций на плоскости, мы перешли к изготовлению объёмных поделок. Совместно со взрослыми дети учились создавать из готовых элементов цветы, фигуры животных, птиц, танки, самолёты, а также бусы, серьги, украшения, платья, ободки, шляпы.
В дальнейшем дошкольники используют объёмные изделия в играх и в повседневной жизни. Девочки носят браслеты, колечки, ободки, украшенные своими руками; мальчики играют с самостоятельно выполненными самолётами, танками, машинами. Совместно с детьми для кукольного театра мы сделали сказочных персонажей к сказкам «Колобок», «Теремок», новогодние игрушки для украшения ёлки в детском саду и в подарок Деду Морозу.
Родители наших воспитанников также заинтересовались техникой работы с бумагой квиллинг. По их инициативе для взрослых была проведена серия занятий поэтапного обучения квиллингу «Волшебный завиток». Мамы и бабушки, овладев первоначальными приёмами бумагокручения, стали совместно с детьми участвовать в изготовлении поделок и творческих работ, которые представлены в группе и в помещениях детского сада.
Интересным результатом проектной деятельности с дошкольниками стало оформление настенного календаря в технике квиллинг. Каждый его месяц украсила выполненная детьми поделка из бумаги.
Олеся Костяникова, воспитатель
детского сада № 1338, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии