"Игры и Игрушки" №6-2012
Девочка или мальчик?
Довольно давно в продаже появились куклы с половыми признаками. В своё время большой ажиотаж и споры вызывала грудь Барби. Сейчас полным-полно кукол-девочек и кукол-мальчиков, которые анатомически соответствуют девочкам и мальчикам, при этом лицо может быть противоположного пола.
Позднее опять отличилась Барби, которая стала мамой, получив съёмный живот с младенцем. Апофеозом же стала кукла, к которой прилагается специальная накладка-топик, имитирующая грудь: к ней надо прикладывать кричащую куклу, чтобы она успокоилась. Несмотря на то, что «грудь» сделана в форме двух цветочков, игрушка вызвала сильную негативную реакцию родителей.
Представитель компании Дэнис Льюис попытался оправдаться тем, что большинство кукол-младенцев продаются с бутылочками для кормления, что является пропагандой искусственного вскармливания.
«Когда мы создавали эту куклу, нас поддержало множество организаций по грудному вскармливанию, педагоги и матери. А негативные реакции исходят в основном от тех родителей, у которых возникали проблемы с грудным вскармливанием или от тех, кто считает этот важный процесс неприличным. Многие не понимают, в чём задача такой куклы. А ведь этот игрушечный малыш позволяет девочке научиться быть мамой, научиться выражать свою любовь. И потом такая девочка будет знать, как растить своих собственных детей».
Один из главных вопросов, который обычно интересует всех, кто сталкивается с такой игрушкой: может она нанести ребёнку психологическую травму или нет? Сколько-нибудь серьёзных исследований на эту тему пока не проводилось. Однако обычного ребёнка, живущего в семье с нормальным отношением к вопросам пола, скорее всего, наличие у игрушки тех или иных половых признаков, вряд ли травмирует. Второй вопрос — это гендерное развитие, необходимость полоролевой идентификации. Насколько действительно необходимо, чтобы кукла в деталях отображала признаки пола?
Проведённое в 2002 году Л.И. Элькониновой исследование куклы Барби не выявило того, что сама кукла стимулирует интерес к половой жизни, не соответствующий дошкольному возрасту. Барби, как модель взрослой женщины, давала возможность проигрывать и осмыслять существующие в культуре и наблюдаемые ребёнком отношения между полами (в игре с ней у детей появлялись темы, связанные с отношением полов и взрослой жизнью — муж и жена, свадьба и др.).
Но это происходило только у детей после пяти лет. До этого возраста различий в игре с Барби и с обычными куклами не было. Таким образом, действительно важно, в каком возрасте у ребёнка появляется та или иная кукла. Для детей младшего возраста Барби несёт слишком сложные и не существующие пока для них культурные программы. До пяти лет детям необходимы куклы, соответствующие их возрасту и представляющие ребёнка-дошкольника.
Чтобы понять, какой должна или не должна быть игрушка (и вообще любая вещь), необходимо исходить из той деятельности, для которой она предназначена. Главное предназначение куклы — способствовать развитию сюжетной игры.
Игра — это деятельность в мнимой (как будто понарошку) ситуации. Играя, ребёнок должен удерживать сразу два плана — реальный и воображаемый, находиться на границе между ними. Поэтому в игре ему приходится «преодолевать» и собственные границы, и границы игровых предметов, и реального пространства.
Игрушки для сюжетной игры должны способствовать выходу за границы реального физического мира в пространство игровое, то есть быть достаточно условными, дающими возможность малышу включить собственное воображение. Куклы-мальчики, как и куклы-девочки, безусловно, нужны, в том числе и мальчикам. Но в игре совершенно не важна реальность половых признаков, вполне достаточно одежды и причёски.
Многие же современные куклы наоборот тормозят игру ребёнка, затрудняют это игровое преодоление материала, требуя от него вполне реальных действий. Например, кукла по-настоящему плачет, ей нужно дать настоящую бутылочку (или накладную грудь), из которой кукла по-настоящему ест (понятно, что это ненастоящее кормление, тем не менее, само действие реальное), а потом по-настоящему ходит на горшок. Все действия ребёнок выполняет по «требованию» куклы, а игра сводится к набору заданных однообразных действий, по сути, к манипулированию предметами.
Рынок игрушек активно развивается, стремление заполучить покупателя понятно. Но какое это имеет отношение к игре? Ведь всё, что выпускается с целью «поддержки грудного вскармливания», «развития навыков материнства» или «приобретения знаний» о чём-либо, зачастую к игре не имеет никакого отношения, да и просто не нужно.
От редакции
Дискуссии на представленную в статье тему, конечно же, порождены глобальным кризисом семьи, который затронул всю планету. Иначе, зачем так изощряться производителям?В аргументе Дэниса Льюиса, что такие игрушки помогают научиться быть мамой, способствуют выражению своей любви, чтобы девочка знала, как растить своих детей, есть большое лукавство. Кто растил собственных детей, прекрасно это понимает.
Дорогие читатели!
Мы по-прежнему прислушиваемся к вашему мнению и ждём ваших откликов. Самые интересные ваши суждения мы опубликуем в ближайших выпусках. Пишите нам, пожалуйста, по адресу: redaktor@i-igrushki.ru
Елена Шеина, начальник научно-методического отдела
Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек
Московского городского психолого-педагогического университета
Рекомендуем почитать
- Творить – созидая, гореть – не сгорая…
- Считалки
- Зайцы Коська и Мотя в гостях у ребят
- Сам себе суперзвезда
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии