"Игры и Игрушки" №4-2013
Тай-тай, налетай!
Дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. Те самые игры, в которые играли не только мы, но и наши родители. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали разрешать споры и конфликты, были эффективным способом социализации. В игре ребёнок мог испробовать свои возможности, лучше узнать себя. Игры учили соблюдать правила и просто доставляли огромную радость. Любая игра, даже придуманная на ходу, подчинялась установленным правилам и имела определённую последовательность.
Эй, ребята, подходи!
И игру заводи!
А потом не примем!
За уши поднимем!
В моём детстве зазывалка была такая:
Тай-тай, налетай!
В пять часов не принимай.
Заводила вытягивал вперёд руку с согнутым кулаком и поднятым вверх большим пальцем. Желающие играть должны были схватить его и вытянуть вверх свой большой палец. Когда набиралось достаточное количество игроков, начиналась игра.
Иногда зазывалка использовалась для определения «воды» — водящего. Последнему — водить! Но чаще для этого применяли считалки.
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить.
Считалка — неотъемлемая часть детской игры. Игроведы называют её механизмом случайного распределения ролей. Многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек, приспосабливая их к новым игровым задачам. Из текстов-источников выбирается то, что привлекает внимание игрой звуков или необычностью ситуации, и убирается всё лишнее, придавая этому сюжетному действию динамику.
— Заяц белый, куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Лыко драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто украл?
— Родион.
— Выйди вон!
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Концовки у считалок разнообразны: «выйди вон», «это, верно, будешь ты», «всё равно тебе водить». «Выход» — это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.
Ехал Грека через реку
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку — цап.
Энеке, Бенеке
Ели вареники,
Энеке, Бенеке —
Клёц!
В таких играх как «салочки», «прятки», «светофор», «колечко», «садовник», «сломанный телефон» был один водящий. Если же игра предполагала участие двух команд, использовали жеребьёвку.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали: «Ку-ку, мак»,
Убирай один кулак!
Все игроки делились на две команды. Сам процесс формирования двух команд — это тоже своего рода игра перед основной игрой. Игры двух команд — это «вышибалы», «казаки-разбойники», «бояре», «снежки», «слон». Жеребьёвку также использовали в играх, где не было ни команд, ни водящего, чтобы определить очерёдность вступления в игру. Это «классики», «резиночки», «ножички». Правила игр могли незначительно меняться, ведь они передавались из уст в уста или различались в зависимости от местных особенностей.
Расчудесная страна,
Где живут считалочки.
Каждый там не раз бывал,
Кто когда-нибудь играл
В прятки или в салочки...
Чудесный край!
Сам Заяц Белый вас встречает,
Как будто в вас души не чает.
Неутомимо, в сотый раз
Он повторяет свой рассказ —
И вот уже вы там, как дома!
Всё так привычно, так знакомо:
И многошумный Лес Дубовый
(Хотя он здесь шумит века,
Но с виду он совсем как новый),
И Мост, Дорога и Река —
Здесь ехал Грека через реку
И сунул руку в реку Грека.
Тут шла Собака через мост —
Четыре лапы, пятый — хвост!
Вот знаменитые Вареники
(Их ели Энеке и Бенеке);
Там, помнится, Кады-Мады
Корове нёс ведро воды...
А вот Крылечко Золотое,
Горячим солнцем залитое
И днём и ночью.
А на нём,
Набегавшись, сидят рядком,
Сидят, обнявшись, как родные,
Цари, Сапожники, Портные...
А ты кем будешь? Выбирай!
Страна чудес! Чудесный край!
Здесь — аты-баты, аты-баты! —
Не на войну, а на базар
Шагают добрые солдаты
И покупают самовар,
Здесь за стеклянными дверями —
Весёлый Попка с пирогами.
Он пироги не продаёт,
А так ребятам раздаёт...
И счастье даром здесь даётся!
А горе — если иногда
Посмеет заглянуть сюда —
Надолго здесь не остаётся:
Ведь здесь и горе не беда!
Здесь весело блестят слезинки,
Здесь плачут так, что хоть пляши!
Здесь — в самой маленькой корзинке
Всё, что угодно для души!
Да, всё — буквально всё на свете!
И то, чего не видел свет!
И разве только смерти нет —
Её не принимают дети...
(Здесь иногда в неё играют,
Поскольку здесь — не то, что тут
Лишь понарошку умирают,
По-настоящему живут!)
Здесь и не то ещё бывает:
На небо месяц выплывает,
А вслед за ним встает Луна...
Здесь Мальчик Девочке — слуга!
Здесь своеволие в почёте,
Но строго властвует закон,
И — если нет ошибки в счёте —
Послушно все выходят вон...
И я здесь побывал когда-то...
И, повинуясь счёту лет,
Я тоже вышел вон, ребята,
И мне, увы, возврата нет.
Мне вход закрыт бесповоротно,
Хотя из каждого двора
Так беззаботно и свободно
Сюда вбегает детвора,
Хоть нет границы, нет ограды,
Хотя сюда — рукой подать,
И может статься, были б рады
Меня здесь снова повидать...
Зазывалки
Предыгровые зазывалки приглашали для сбора участников будущей совместной игры. Традиция собирать игроков при помощи специальной речевки, имеет древние корни. Зазывалки призывали потенциальных участников к игре:Эй, ребята, подходи!
И игру заводи!
А потом не примем!
За уши поднимем!
В моём детстве зазывалка была такая:
Тай-тай, налетай!
В пять часов не принимай.
Заводила вытягивал вперёд руку с согнутым кулаком и поднятым вверх большим пальцем. Желающие играть должны были схватить его и вытянуть вверх свой большой палец. Когда набиралось достаточное количество игроков, начиналась игра.
Иногда зазывалка использовалась для определения «воды» — водящего. Последнему — водить! Но чаще для этого применяли считалки.
Считалки
Считалки — это короткие рифмованные стихи для определения водящего или для распределения ролей в игре:Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить.
Считалка — неотъемлемая часть детской игры. Игроведы называют её механизмом случайного распределения ролей. Многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек, приспосабливая их к новым игровым задачам. Из текстов-источников выбирается то, что привлекает внимание игрой звуков или необычностью ситуации, и убирается всё лишнее, придавая этому сюжетному действию динамику.
— Заяц белый, куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Лыко драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто украл?
— Родион.
— Выйди вон!
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Концовки у считалок разнообразны: «выйди вон», «это, верно, будешь ты», «всё равно тебе водить». «Выход» — это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.
Ехал Грека через реку
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку — цап.
Энеке, Бенеке
Ели вареники,
Энеке, Бенеке —
Клёц!
В таких играх как «салочки», «прятки», «светофор», «колечко», «садовник», «сломанный телефон» был один водящий. Если же игра предполагала участие двух команд, использовали жеребьёвку.
Жребий
Для жеребьёвки тоже использовались считалки:Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали: «Ку-ку, мак»,
Убирай один кулак!
Все игроки делились на две команды. Сам процесс формирования двух команд — это тоже своего рода игра перед основной игрой. Игры двух команд — это «вышибалы», «казаки-разбойники», «бояре», «снежки», «слон». Жеребьёвку также использовали в играх, где не было ни команд, ни водящего, чтобы определить очерёдность вступления в игру. Это «классики», «резиночки», «ножички». Правила игр могли незначительно меняться, ведь они передавались из уст в уста или различались в зависимости от местных особенностей.
Екатерина Алексеёнок
Страна Считалия
Из окошка мне виднаРасчудесная страна,
Где живут считалочки.
Каждый там не раз бывал,
Кто когда-нибудь играл
В прятки или в салочки...
Чудесный край!
Сам Заяц Белый вас встречает,
Как будто в вас души не чает.
Неутомимо, в сотый раз
Он повторяет свой рассказ —
И вот уже вы там, как дома!
Всё так привычно, так знакомо:
И многошумный Лес Дубовый
(Хотя он здесь шумит века,
Но с виду он совсем как новый),
И Мост, Дорога и Река —
Здесь ехал Грека через реку
И сунул руку в реку Грека.
Тут шла Собака через мост —
Четыре лапы, пятый — хвост!
Вот знаменитые Вареники
(Их ели Энеке и Бенеке);
Там, помнится, Кады-Мады
Корове нёс ведро воды...
А вот Крылечко Золотое,
Горячим солнцем залитое
И днём и ночью.
А на нём,
Набегавшись, сидят рядком,
Сидят, обнявшись, как родные,
Цари, Сапожники, Портные...
А ты кем будешь? Выбирай!
Страна чудес! Чудесный край!
Здесь — аты-баты, аты-баты! —
Не на войну, а на базар
Шагают добрые солдаты
И покупают самовар,
Здесь за стеклянными дверями —
Весёлый Попка с пирогами.
Он пироги не продаёт,
А так ребятам раздаёт...
И счастье даром здесь даётся!
А горе — если иногда
Посмеет заглянуть сюда —
Надолго здесь не остаётся:
Ведь здесь и горе не беда!
Здесь весело блестят слезинки,
Здесь плачут так, что хоть пляши!
Здесь — в самой маленькой корзинке
Всё, что угодно для души!
Да, всё — буквально всё на свете!
И то, чего не видел свет!
И разве только смерти нет —
Её не принимают дети...
(Здесь иногда в неё играют,
Поскольку здесь — не то, что тут
Лишь понарошку умирают,
По-настоящему живут!)
Здесь и не то ещё бывает:
На небо месяц выплывает,
А вслед за ним встает Луна...
Здесь Мальчик Девочке — слуга!
Здесь своеволие в почёте,
Но строго властвует закон,
И — если нет ошибки в счёте —
Послушно все выходят вон...
И я здесь побывал когда-то...
И, повинуясь счёту лет,
Я тоже вышел вон, ребята,
И мне, увы, возврата нет.
Мне вход закрыт бесповоротно,
Хотя из каждого двора
Так беззаботно и свободно
Сюда вбегает детвора,
Хоть нет границы, нет ограды,
Хотя сюда — рукой подать,
И может статься, были б рады
Меня здесь снова повидать...
Борис Заходер
Рекомендуем почитать
- Традиции и символы Японии
- В нашем доме детвора развивается всегда!
- Развитие детей дошкольного возраста посредством световых технологий
- Товары для творчества и развития
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку