"Игры и Игрушки" №4-2013
Кукла как история народа
Куклы и костюмы — ценный материал для занятий по изучению культур разных народов. Одежда, костюм имеют особую значимость в образе куклы, в них нашёл отражение исторический дух народов и народностей. Предлагаем вам ознакомиться с особенностями возникновения деталей одежды ХIХ века на примере двух крупных регионов России.
Новгородский край
Цветовая гамма женского наряда традиционно складывалась из сочетания красного, белого и синего цветов. Сарафаны и душегрейки из дорогих, ярких материалов, имели редкие расцветки: розовые, изумрудные и лиловые.В Новгородском уезде праздничную одежду шили из ситца и шерстяной ткани. Преобладали синие, зелёные, голубые и розовые расцветки. Основу традиционного женского костюма составляла длинная рубаха из льняной ткани и сарафан, который обязательно подпоясывался под грудь или ниже. Праздничный костюм до конца XIX века, помимо рубахи и сарафана, дополнялся короткой безрукавной одеждой-душегрейкой. В холодное время года сверху надевали кафтан, а зимой шубу.
Во второй половине XIX века из крупных уездных городов и губернских центров пришла мода на юбки. Новгородские женщины стали носить их с сарафаном. К концу XIX столетия комплект одежды «парочка» — юбка и кофта — стал повсеместно встречаться в западных и южных районах. На сарафан и «парочку» женщины надевали передник. Он входил в комплект повседневной и праздничной одежды.
Обязательный элемент женского костюма — головной убор, форма которого зависела от возраста и семейного положения его обладательницы. Девушки носили повязки, венцы, женщины — кокошники, косынки, платки и шали. Одним из распространённых женских головных уборов был кокошник в форме цилиндра с плоским дном. Для его украшения использовали вышивку цветными льняными, бумажными, шёлковыми, серебряными и золотыми нитями.
Новгородские мужчины носили неширокие порты из пестряди (ткань из разноцветных ниток) и рубаху из домотканого холста, как правило, синего цвета, навыпуск. В холодное время года на порты надевали холщовые, суконные и даже меховые (из овчины) штаны. Зимой носили две рубахи: нижнюю и верхнюю.
Модники повязывали на шею шёлковый платок с кисточками. Носили фуражку с лаковым козырьком, к околышу которой часто крепили какую-нибудь картинку, втыкали булавку или цветок. В праздничные дни надевали одежду из дорогих тканей — красные рубашки из ситца с вышивкой на вороте и штаны из голубой или чёрной ткани.
Рязанская губерния
Традиционной одеждой жительниц Рязанской губернии считался понёвный комплект. Понёвой называли род современной юбки, состоявшей обычно из трёх продольных полотнищ, сшитых полностью (глухая понёва) или частично (запашная понёва).В комплект входила также рубаха из домотканого холста и длинный передник с рукавами, который надевали поверх всей одежды. Отличительным элементом рязанского костюма считался насов — широкий туникообразный нагрудник с рукавами и без них. Были у него и другие названия — навершник, шушпан, шушун.
Понёва — одежда замужних женщин. У каждой крестьянки в сундуке хранилось до двух десятков её разновидностей — на все случаи жизни. Праздничная понёва отличалась от будничной качеством материи и цветом. Во время работы в страдную пору края поневы обязательно затыкали за пояс, иначе женщина могла прослыть лентяйкой. Шили понёвы из тонкой шерстяной клетчатой ткани глубоких насыщенных цветов, по подолу и соединительным швам украшали узорчатыми полосами. Цветовая гамма рязанского костюма была одной из самых ярких.
Замужняя женщина покрывала голову кичкой. Она могла быть безрогой, двурогой, трёхрогой и имела твёрдую основу. Головной убор украшали разноцветными лентами и подвесками из шнурков, птичьих перьев, пуха.
Повседневной обувью большинства рязанских крестьян были лапти с онучами. Летом надевали онучи из холста, зимой — из шерстяной ткани. Кожаные сапоги с чулками носили только зажиточные крестьяне. Зимой жители Рязанской губернии носили валенки.
Мужчины носили лёгкий понитковый армяк — крестьянский кафтан из сукна, а на голове высокую поярковую шляпу конической формы с короткими полями. В узорах, которыми жители рязанских сёл и деревень украшали свою одежду, преобладал геометрический орнамент — крестообразные узоры, прямые и наклонные, а также ромбы.
Николай Магилевский, преподаватель музыки
Центра развития творчества детей и юношества
«Лефортово»
Рекомендуем почитать
- Помоги любопытной обезьянке добраться до звезды
- Дизайнер с педагогическим образованием
- Игрушки-гаджеты
- Производитель товаров для детского творчества
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии