"Игры и Игрушки" №4-2013
Формирование игровой культуры
В Московском городском Дворце детского и юношеского творчества на Воробьёвых Горах несколько игротек. Историю свою они ведут с 1936 года, времени создания городского Дома пионеров в переулке Стопани. Одна игротека представляет собой зал игрушек для старших дошкольников и младших школьников, другая — зал настольных игр для школьников
Игротека для школьников размещается на площади около 200 квадратных метров. Это помещение было специально спроектировано при строительстве Дворца пионеров в 1962 году. Мебель и некоторое игровое оборудование было сделано тогда по спецзаказу в НИИ игрушки в Загорске (ныне — Сергиев Посад). С тех пор прошло более 50 лет. Конечно, многое изменилось, но суть наполнения играми и основные принципы работы, заложенные непревзойдённым мастером игры, основателем игротеки Ефимом Марковичем Минскиным, сохраняются.
Какие игры находятся в фондах игротеки? А.В. Ерошкин, возглавлявший игротеку в последние годы, вместе с другими сотрудниками разработал каталог игротеки, в котором зафиксировано свыше 600 игр. Сгруппированы они таким образом:
Естественно, не всё это одновременно находится в свободном доступе в игровом зале. Что-то убрано в запасники, что-то в специальные шкафы у культорганизаторов и выносится в определённое время для конкретных игровых программ.
Главное при подборе игр: педагогическая ценность, которая определяется по формуле, разработанной доктором педагогических наук В.М. Григорьевым: ПЦ = И (интерес) + 2П (польза) + Д (доступность), а также разнообразие игр и прочность.
Всё это важно, ибо наша игротека — педагогическая и её основная цель — формирование игровой культуры. А прочность представленных игр необходима в связи с тем, что игры используются массово (многие игры сделаны или усовершенствованы в мастерской отдела игры).
Педагогическое руководство игровой деятельностью детей в игротеке происходит разными путями: прямыми (организация игры, обучение игре), опосредованными (создание определённых игровых зон, где дети самостоятельно играют в то, что мы им предоставили), косвенными (рассказы, показы видео, встречи с интересными людьми).
Непосредственное педагогическое руководство в игротеке осуществляют культорганизаторы, которые постоянно находятся в зале (с 11.00 до 19.00 ежедневно, включая выходные дни) и проводят индивидуально-групповую работу. Педагог-организатор, методист разрабатывают и реализуют массовые игровые программы, которых в нашей игротеке организуется немало, особенно в каникулярное время. На базе игротеки работают клубные объединения: Московский клуб друзей игры (МКДИ), клуб любителей головоломок, клуб смекалистых; учебные группы «Игротека школьника», «Игровые конструкторы».
Здесь же организуются занятия для студентов, проходящих практику, а также для педагогов города (курсы МИОО «Педагогика игры», городское методобъединение, семинары, мастер-классы, круглые столы), встречи с изобретателями игр. Игротека тесно сотрудничает и с научными учреждениями, ведёт опытно-экспериментальную работу по «Педагогике игротек», «Игротековедению».
Игротека для школьников размещается на площади около 200 квадратных метров. Это помещение было специально спроектировано при строительстве Дворца пионеров в 1962 году. Мебель и некоторое игровое оборудование было сделано тогда по спецзаказу в НИИ игрушки в Загорске (ныне — Сергиев Посад). С тех пор прошло более 50 лет. Конечно, многое изменилось, но суть наполнения играми и основные принципы работы, заложенные непревзойдённым мастером игры, основателем игротеки Ефимом Марковичем Минскиным, сохраняются.
Какие игры находятся в фондах игротеки? А.В. Ерошкин, возглавлявший игротеку в последние годы, вместе с другими сотрудниками разработал каталог игротеки, в котором зафиксировано свыше 600 игр. Сгруппированы они таким образом:
- Игровой уголок «Мудрая сова» (стендовая модульная конструкция).
- Игровые задания на стендах.
- Игровые задания на стендах с дополнительным раздаточным материалом.
- Игровые задания на магнитных стендах-мольбертах.
- Игровой уголок «Вспомним забытые игры» (стендовая модульная конструкция).
- Игровой уголок «Калейдоскоп настольных игр» (стендовая модульная конструкция).
- Зрительные иллюзии (на потолке).
- Логические игры на досках.
- Объёмные логические игры.
- Настольно-печатные игры.
- Занимательные игровые задания.
- Занимательные задачи.
- Головоломки.
- Игры ловкости и сноровки.
- Творческие игры.
- Музыкальные игры и инструменты.
- Инвентарь для подвижных игр.
- Реквизит для демонстрации опытов.
- Аттракционы (малые формы).
- Игровое оборудование.
Естественно, не всё это одновременно находится в свободном доступе в игровом зале. Что-то убрано в запасники, что-то в специальные шкафы у культорганизаторов и выносится в определённое время для конкретных игровых программ.
Главное при подборе игр: педагогическая ценность, которая определяется по формуле, разработанной доктором педагогических наук В.М. Григорьевым: ПЦ = И (интерес) + 2П (польза) + Д (доступность), а также разнообразие игр и прочность.
Всё это важно, ибо наша игротека — педагогическая и её основная цель — формирование игровой культуры. А прочность представленных игр необходима в связи с тем, что игры используются массово (многие игры сделаны или усовершенствованы в мастерской отдела игры).
Педагогическое руководство игровой деятельностью детей в игротеке происходит разными путями: прямыми (организация игры, обучение игре), опосредованными (создание определённых игровых зон, где дети самостоятельно играют в то, что мы им предоставили), косвенными (рассказы, показы видео, встречи с интересными людьми).
Непосредственное педагогическое руководство в игротеке осуществляют культорганизаторы, которые постоянно находятся в зале (с 11.00 до 19.00 ежедневно, включая выходные дни) и проводят индивидуально-групповую работу. Педагог-организатор, методист разрабатывают и реализуют массовые игровые программы, которых в нашей игротеке организуется немало, особенно в каникулярное время. На базе игротеки работают клубные объединения: Московский клуб друзей игры (МКДИ), клуб любителей головоломок, клуб смекалистых; учебные группы «Игротека школьника», «Игровые конструкторы».
Здесь же организуются занятия для студентов, проходящих практику, а также для педагогов города (курсы МИОО «Педагогика игры», городское методобъединение, семинары, мастер-классы, круглые столы), встречи с изобретателями игр. Игротека тесно сотрудничает и с научными учреждениями, ведёт опытно-экспериментальную работу по «Педагогике игротек», «Игротековедению».
Любовь Нисловская
Рекомендуем почитать
- Сказка – ложь…
- Лучшее предложение на рынке франчайзинга в России в 2018 году
- Змеиная компания
- Производитель детской мебели для дошкольных учреждений
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку