"Игры и Игрушки" №4-2013
Я, ты, он, она — вместе целая страна
О толерантности всё чаще говорят во всех странах мира, но для России и её больших городов это особенно важно. Преодоление проблем сегодняшней жизни возможно в условиях целенаправленного формирования нового взгляда на тех иных, которые рядом.
Программа, которую мы предлагаем, имеет не только информационную составляющую, но и практическое направление. Это вопросы социальной интеграции приезжей молодёжи в культуру мегаполиса, воспитания и образования нового поколения жителей Москвы, таких разных по внешности, языку и культуре, но таких схожих в своём стремлении познавать новое и счастливо жить в современном развитом обществе.
Летняя этнонациональная школа «Я, ты, он, она — вместе целая страна» — это система мероприятий, проводимых совместно с представителями диаспор Москвы и направленных на формирование художественно-культурологической среды с этнокультурным компонентом при использовании новых проектных и исследовательских технологий и методик преподавания, способствующих диалогу культур.
Открытие Летней школы состоялось 6 июня 2013 года в День русского языка и день рождения А.С. Пушкина. Дети готовили выступления отрядов по произведениям поэта. Пушкин объединил всех.
В организации и проведении школы активное участие принимали учителя московских школ и особенно педагоги дополнительного образования прогимназии №1756 (директор Татьяна Михайловна Прянишникова). Совместно с детьми они подбирали музыкальный и литературный материал к мероприятиям, посвящённым каждой республике. В программе принимали участие дети в возрасте 7–13 лет из диаспор и общин города Москвы. Дети были разбиты на шесть отрядов — от 12 до 15 человек разных национальностей.
В рамках проекта проводились Дни республик Российской Федерации, в которых участвовали все дети. Например, День республики Северная Осетия — Алания. Это представление традиций, обычаев республики, выступления по произведениям национального этноса, конкурс на лучший национальный костюм, танец и песню. Особое внимание уделялось природе, национальной кухне, системе воспитания и отношения к детям в семье. Взрослые активно помогали во всём.
День еврейской общины отмечался 14 июня, в этот день празднуется приход субботы — шаббат. Был приготовлен специальный ужин в традициях общины и специальные угощения — халы и сок. На шаббате исполнялись национальные песни в традициях общины и были зажжены шаббатние свечи.
Участники получили глубокие знания об этом древнем народе, дети все вместе участвовали в национальных играх и обычаях. Узнали еврейских поэтов и писателей, слушали музыку, ели национальные блюда и обсуждали вопросы отношений в семье.
Для многонациональной России вопрос о нациях и языках — это вопрос будущего страны. Очевидно, что работу по теме межнационального мира, межнационального общения необходимо начинать со школы, так как именно здесь происходит важная встреча с реальной многообразной и многоликой жизнью.
Была организована работа кружков по прикладному межнациональному искусству. На занятиях по бисероплетению дети изучали национальные узоры и пробовали самостоятельно выполнить изделие в форме браслета с узором, на занятиях по батику была освоена техника солевого батика. Валяние войлока — относительно новое течение в рукоделии. Каждый ребёнок сделал украшения из войлока с элементами бисероплетения. Во время работы кружков участники школы занимались изготовлением костюмов для вечерних мероприятий, изучали элементы национальных костюмов. В конце школы была проведена выставка детских работ.
Ковчег-2013
Подготовка и проведение ролевой игры "Ковчег-2013" были направлены на формирование игровой культуры как основы межэтнического понимания и познания мира и людей.Основная идея: диагностика культурных отличий, проблем восприятия детьми иной культуры, ценностей других народов.
Задачи:
- адаптация детей в ином этническом пространстве;
- решение вопросов общения и коммуникаций детей различных национальностей;
- преодоление конфликтов.
Специалисты Ассоциации «Здоровье, образование и культура» (президент — кандидат психологических наук Татьяна Алексеевна Болдырева) проводили психологические игры и тренинги. В занятиях по «Кросс-культурной психологии» участвовали все дети — участники школы. Эти занятия позволили:
- выявить и изучить сходства и различия в психологии людей, принадлежащих к разным культурам и этносам, установить их биологические, социокультурные, экологические и психологические особенности;
- выявить проблемы адаптации детей, оказавшихся в иной этносреде, в ситуации незнания языка и правил жизненного уклада;
- оказывать помощь таким детям, расширять возможности словаря и невербальной коммуникации;
- прогнозировать намечающуюся межэтническую конфронтацию в детском коллективе и оказывать превентивную помощь, моделировать конфликт и выход из него;
- обеспечить защиту детей от насилия, издевательств, унижения со стороны сверстников и взрослых; сформировать защитные механизмы поведения и понимания в сложных ситуациях.
Первые итоги
Можно говорить о реальном диалоге культур как методе образо-вания и воспитания подрастающего поколения, который, помимо приобщения школьников к культурным ценностям народов Российской Федерации, способствовал воспитанию толерантного мышления учащихся. Дети получили возможность познакомиться с культурой, традициями, историей, обычаями народов РФ и национальных диаспор, проживающих в Москве. Они приняли участие в мероприятиях, моделирующих национальные праздники и семейные обычаи народов.Дети получили навыки межнационального общения, научились не только основам толерантности, но и расширили словарный запас: «здравствуй», «до свидания», «пожалуйста», «спасибо». Дети научились работать в команде, уважительно относиться к представителям других этносов, у них исчезла враждебность и настороженность по отношению друг к другу, чувство превосходства или неопределённости.
Полезным оказался опыт привлечения родителей к участию в программе. Толерантность ребёнка формируется в семье, и общение взрослых транслируется на его поведение. Родители участвовали в мероприятиях вместе с детьми, это способствовало сплочению семьи, воспитанию культуры позитивного межэтнического и межнационального общения. Ценным стал опыт межнациональных браков, представители которых делились опытом снятия межэтнических проблем.
Эффективности позитивных отношений в группах способствовали групповые занятия по повышению знаний в области психологии общения: знакомство с особенностями речи и мышления разных национальностей; знания о средствах невербального общения; диагностике поведения, провоцирующего или останавливающего конфликты; знакомство со структурой ситуации и социальными ролями.
Кругозор школьников обогатился информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов в Летней этнонациональной школе.
Светлана Кравцова,
директор негосударственного образовательного учреждения
Центр поддержки образовательных программ «Открытие»,
г. Москва
Рекомендуем почитать
- «Кто что ест?» развивающая игра из фетра на прищепках
- Правильный детский ксилофон
- Играем в «танчики»
- Магия рисунка или история «Волшебного экрана»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии