"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2013
Сказочные игры на уроках вокала
Главная задача любого педагога не только научить ребёнка тем или иным навыкам и умениям, но и поддержать интерес к занятиям. С этой целью на занятиях следует включать интересные игры и упражнения, разные способы взаимодействия с детьми. Предлагаю несколько музыкальных игр и упражнений.
Упражнение «Гость на занятии». Данное упражнение проводится с целью активизации познавательной деятельности, создания благоприятного климата в группе, сплочения детей. Суть заключается в том, что приветствие детей происходит в форме знакомства с новыми персонажами — игрушками. Обычно куклы или мягкие игрушки «задают» тему занятия в форме вопросов и ответов, а затем их сажают рядом с педагогом наблюдать за занятием, одновременно побуждая детей к дисциплине и старательности.
Игра «Вопрос — ответ». В начале любого занятия проводится разминка, для которой нам потребуется мяч. Педагог объясняет детям правила игры, затем, кидая мяч ребёнку, задаёт вопрос и получает обратно мяч с ответом. Возможные варианты игры: утверждение — отрицание, интонационные голосовые фразы. В ходе данного упражнения развивается воображение, активизируется познавательная активность детей, закрепляются навыки актерского мастерства, вырабатывается уверенность, самостоятельность мышления.
Игра «Волшебный мешочек» или «Чёрный ящик». В мешке (чёрном ящике) у педагога лежат игрушки, дети по очереди достают игрушку и выполняется соответствующее дыхательное упражнение. Данное упражнение можно проводить и с попевками, следует лишь сменить содержимое мешка. Так, например, достал ребёнок белку из мешка и исполняет: «Белка пела и плясала словно заводная, все подметки истоптала, домой шла босая», а затем вся группа поет хором.
Игра «Улитки и зайцы». Дети разбиваются поровну на 2 команды, им дают задание ходить по кругу, изображая неповоротливых улиток. Медленно, еле двигаясь, скользя по полу ногами, дети начинают передвижение. В классе в это время появляются дополнительные декорации, изображающие лес или поляну. Вдруг из леса выскакивают зайцы (2 мягкие игрушки в виде зайцев), они запрыгивают в круг к улиткам и превращают их по одному в зайца. Тот, у кого оказался заяц в руках и есть превращённый. Превращённый в зайца прыгает в другую команду уже активно, на двух ногах и передает превращение одному из членов команды соперников. Этот процесс происходит одновременно в двух кругах, можно их сделать и больше. Каждый заяц прыгает по своей траектории и превращается то в улитку, то в зайца. Детям нравится эта игра, поскольку позволяет подвигаться и снимает эмоциональное напряжение и усталость.
Игра «Мишки и мышки». Команда мышек, также как и команда мишек, отличаются друг от друга высотой звучания мелодии. По очереди педагог даёт задание на исполнение то одной команде, то другой. Используя при этом основные для этого возраста агогические характеристики (тихо, громко, вместе, по очереди, плавно, отрывисто). Упражнение выполняется весело, вызывает интерес, и, параллельно с активизацией вокальных возможностей, развивает внимание детей.
Игра «Магнитная нотная грамота». Гамма – главный герой задания и располагается посередине магнитной доски. Её окружают различные картинки (около 20 штук). Среди них присутствуют те, в которых зашифровано название ноты: До-мик, Ре-пка, Ми-шка, Фа-соль, Ля-гушка и т.д Задача ребёнка найти нужную картинку и прикрепить её под необходимой нотой. После того как все ноты найдены, дети могут сами назвать слова, в которых также встречается та или иная нота.
Игра «Пластилиновая песня». Дети разучивают понравившуюся им песню про животных — «Весёлый счёт». В ней нужно посчитать 12 животных с разными характеристиками. Естественно 4 куплета песни далеко не всеми и далеко не сразу запоминаются. Героев песни дети лепят из пластилина и расставляют всех животных по порядку. Приступили к её исполнению и запомнили в наиболее интересной и полноценной форме.
1,2,3,4 поднимать умеет гири хоботом слонёнок
5,6,7,8 чёрный фрак с рожденья носит каждый пингвинёнок
9,10 черепаха любит спать
Начинаем наш весёлый счёт опять.
1,2,3,4 мы верблюду погрозили, нечего плеваться
5,6,7,8 назовём щенка Барбосом, будет он смеяться
9,10 носит сумку кенгуру
Продолжаем мы весёлую игру.
1,2,3,4 попугая мы учили: «Повторяй за нами»
5,6,7,8 носорог ужасно грозен, с ним дружить не станем.
9,10 любит тигр порычать
Продолжаем дальше весело считать.
1,2,3,4 мы мартышку угостили киви и бананом,
5,6,7,8 дружно мы кита попросим: «Попускай фонтаны»,
9,10 собирает пчёлка мёд
Мы заканчиваем наш весёлый счёт.
Подобные игры и упражнения не только развивают музыкальные и вокальные данные, но и учат детей важным моментам успешной жизни: совместной деятельности, умению общаться с другими детьми, терпеливо переносить неудачу, радоваться своему и чужому успеху.
Фоторедактор Ципко Ольга
Анна Окулова, педагог вокала ЦДТ
«Культура и образование» г. Москва
Рекомендуем почитать
- Средовой подход в работе с особыми детьми
- Какой вы родитель?
- Детские игровые модули
- Путешествие в мир звуков и запахов
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии