"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2013
Наша игротека
Учитывая специфику игрового пространства, создаваемого в рамках групповой комнаты, игротека должна быть трансформируемой, комфортной и включать следующие основные зоны:
- зону использования спортивно-игрового оборудования (физкультурный уголок), предполагающую возможность активной физической деятельности ребёнка;
- зону, обеспечивающую возможность организации сюжетных игр (подиумы с игрушками и игровой атрибутикой, уголки для ряжения, театрально-музыкальные уголки, ширмы, создающие возможность разграничения пространства и прочее оборудование);
- зону для дидактических игр и детского творчества, в которой должны находиться конструкторы разных видов, сделанные из различных материалов, мозаика, карандаши и фломастеры, бумага, раскраски (на отдельных листах);
- зону для познания (сенсорный уголок, книжный уголок, уголок краеведения, уголок природы, уголок для экспериментирования, уголок ПДД, уголок ОБЖ, патриотический уголок).
В рамках спортивно-оздоровительного мини-центра, пространство должно быть организовано на нескольких уровнях: высокое и более богатое по своим функциональным возможностям — для детей старшего дошкольного возраста, а также невысокое, максимально безопасное, но создающее возможности активной двигательной деятельности — для малышей. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания — дуги. В игротеках ясельных групп установлена горка, сухой бассейн, у дошкольников старшего возраста — шведские стенки, на которых дети могут упражняться в лазании. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия и сколиоза.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в группах старшего возраста — дидактическую. Музыкальная предметно-развивающая среда младшей группы носит название мини-центр «Музыкальная полянка», в подготовительной к школе группе — мини-центр «Музыкальный домик». Игры, пособия, музыкальные инструменты и репертуар подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей.
В игротеках детского сада отведено место для изобразительной деятельности: на нижних полочках находятся стаканчики для воды, с карандашами и фломастерами, с кисточками, краски и гуашь, листы бумаги для рисования. На верхних полочках ножницы, клей, салфетки для лепки и пластилин, а так же стеки. В уголок изобразительной деятельности может быть помещен природный материал, образцы для лепки, корзинки с различными шаблонами и трафаретами, коробки с разными типами и видами бумаги. В контейнере находятся дидактические игры, альбомы с образцами для рисования и лепки, раскраски.
В уголках природы помещены цветы, календари наблюдений за погодой, гербарии растений, настольные игры, такие как «Угадай животное», «С какого дерева кора», фигурки животных, муляжи фруктов, овощей, природный и бросовый материал для создания поделок. Уголок природы тесно связан с уголком экспериментирования. Для проведения опытов с песком и водой может быть организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей.
Предметно — развивающая среда мини-центра по исследовательской деятельности включает:
- место для постоянной выставки различных коллекций, редких предметов;
- место для выращивания растений;
- место для хранения материалов (природного, бросового);
- место для проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» или ёмкости для песка, воды, мелких камней и т.п.).
Мини-библиотека представляет собой стеллаж с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются 1–2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».
Мини-центр краеведения или мини-музей включает предметы быта, используемые в старину, совместные творческие работы детей и воспитателей по созданию проектов «Мой любимый город» и др.
Для детского творчества в игротеках широко используется материал по конструированию, который классифицирован по форме и размеру. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных игрушек. Данная зона предполагает интеграцию с уголком по основам безопасной жизнедеятельности и правилам дорожного движения.
Татьяна Сергеева, заведующий детского сада №13
г. Лысково, Нижегородская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии