"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2013
«Театр в руке» Пальчиковая гимнастика
Физкультминутка может стать не только полезным, но и увлекательным занятием для ребят. Обязательное условие при организации физкультминуток – игровой подход, так как именно игра способна вызвать положительную эмоциональную реакцию и интерес, обеспечив участие всех детей в динамических упражнениях. Кроме того, эти игровые упражнения носят характер коммуникативных, так как стимулируют общение и взаимодействие детей в группе. Предполагается как индивидуальное выполнение игровых упражнений, так и парное и подгрупповое.
Все упражнения для пальчиковой гимнастики составлены и оформлены в виде игр и сказок и мы предлагаем объединить их под названием«Театр в руке».
Упражнения для «Театра в руке»
Бабочка
Собрать пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения – «трепетание пальцев». Упражнение выполнять 5–10 сек.Рыбка
Установить кисть (ладонь ребром). Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо-влево, вперёд-назад, вверх-вниз) на длину вытянутой руки. Упражнение выполняется поочерёдно сначала правой, затем левой рукой. Затем одновременно двумя руками (бимануальные движения). Упражнение выполнять 10–15 сек.Осьминог
Установить кисть на столе, касаясь его подушечками пальцев, запястьем вверх. Пальцы врозь. «Шаги осьминога» – движение по столу выполнять каждым пальцем по-отдельности. Упражнение выполняется поочередно сначала правой, потом левой рукой. Затем одновременно двумя руками (бимануальные движения). Упражнение выполнять 10–15 сек.Птичка
Локти установить на столе, скрестить кисти в запястье и соединить тыльной стороной друг с другом. Прогибая кисти, с напряжением выполнить движение вниз, затем расслабить кисти и вернуть их в первоначальное положение. Упражнение повторить 5-7 раз.Обратите внимание: длительность физкультурных минуток обычно составляет 1–2 минуты и включает комплекс из 3–5 упражнений, повторяемых 4–6 раз. Возможны варианты сочетания различных упражнений. Например, при выполнении упражнения для кистей рук можно одновременно выполнять гимнастику для глаз. При этом взгляд сначала фиксируется на кисти, а затем на удалённый объект.
Сказки для театра в руке
Бабочка
Бабочка спит в твоём кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко – Мизинец, потом другое – Безымянный палец. Наконец, запорхало большое крыло – Средний палец. Крылышки быстро двигаются, но Бабочка ещё не взлетела, а сидит на твоей ладошке. Помоги ей – подуй на неё! Вот видишь – летит! Но Бабочка так привыкла к тебе, что не улетает далеко, а порхает рядом и играет с тобой.Вот она села к тебе на плечо, опять вспорхнула вверх, а теперь села на голову. Она совсем не боится тебя. Я думаю, вы подружитесь…Рыбка
Сначала появилась рыбка – Правая рука. Медленно и плавно она плыла вперёд – куда глаза глядят. Вот любопытной рыбке стало скучно, и она поплыла в другую сторону. «А что там творится наверху? Хочу хоть одним глазком взглянуть!» – и устремилась вверх. «А что на дне?» – поплыла вниз. «Но как скучно играть одной…» Не успела подумать, как подплывает подружка – Левая рука. И стали они играть, веселиться то вместе, то порознь. Вдвоём играть веселее!Осьминог
Правая рука всего боится. Путешествуя по морю, он осторожно и по очереди передвигает своими пальцами-щупальцами. Идёт и не подозревает о том, что навстречу ему движется осьминог Левая рука. Увидели друг друга – замерли. Ох, и суматоха потом началась. Оба бегают, суетятся, сталкиваются. Наконец, остановились и решили: «Пойдем дальше вместе!» Умное решение! А главное – вовремя.Птичка
«Скучно…» – сказала Правая рука Левой руке. Подумали Две руки и соединились. Взмахнула Правая рука – ничего не выходит, взмахнула Левая – бесполезно. А если вдвоём? Раз, два, три и полетела птичка: вверх, в сторону, вниз. То быстро летит, то медленно парит. Самое главное – вместе. Летать – это так прекрасно!Важна подготовка кисти рук и для будущих первоклассников. Действительно, в связи с освоением письма кисть ребёнка испытывает большую нагрузку. Письмо – это вид деятельности, который требует сложных координированных движений. Известно, что продолжительность непрерывного письма у детей 6–7 лет составляет в среднем всего 2 минуты 40 секунд и требует от ребёнка крайнего напряжения – малыш пишет не рукой, а «всем телом». Это зачастую приводит к утомлению, ухудшаются внимание, память, снижается работоспособность. Поможет справиться с этими нагрузками система упражнений для кистей рук – пальчиковая гимнастика.
Елена Каралашвили, кандидат биологических наук,
старший методист МЦ ЮВОУО ДО г. Москвы
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии