"Игры и Игрушки" №1-2013
Ругать ли малыша за сломанные игрушки?
Неподходящая по возрасту игрушка
Стремясь дать ребёнку всё и даже больше, родители выбирают для годовалых детей радиоуправляемые машинки, фарфоровые куклы, электрические железные дороги, детские компьютеры, но вместо ожидаемого восторга и развивающего эффекта наблюдают сломанную игрушку. А затем, совершив одну ошибку, совершают и вторую — начинают ругать ребёнка, обвиняют в том, что он не умеет нормально играть, наказывают.Строго говоря, до трёх лет ребёнок ещё и вправду не умеет играть в полном смысле этого слова, в это время его развитие подчинено действиям с предметами. Исследуя предметы и действуя с игрушками, малыш получает представление о форме, размере, цвете, весе; о свойствах и материалах; о части и целом; о себе и своих возможностях — получится ли открыть коробку, построить башню?
Вопреки расхожему мнению, развивающие игрушки — отнюдь не самое сложное и очень модное. Зачастую ситуация обратная, простые кубики или пирамидки — необходимый и интересный материал для развития.
Мышление ребёнка развивается в действии, поэтому ему важно и нужно разбирать на части и складывать, бросать и поднимать, открывать и закрывать, стучать, кидать в воду, перекладывать. В первые годы жизни рука малыша — своего рода орган познания, и от того, что в неё положит взрослый, зависит развитие малыша. В этом смысле, «ломая» игрушку, ребёнок лишь действует в логике своего развития. Игрушка оказалась неподходящей.
А что же такое игрушка подходящая? Какая она? Достаточно просто: безопасная, разборная, открывающая новые знания и возможности ребёнка.
Разбирать, но не ломать
Пирамидки, кубики, конструкторы с крупными деталями, игрушки с липучками, напольные мозаики и пазлы легко найти в любом детском магазине. Главная задача — сделать выбор в пользу безопасных материалов и ярких цветов. Стоит добавить в этот список матрёшку: помимо всего прочего, она выполняет культурно-историческую функцию.Греметь, но не разбивать
После погремушек — ксилофоны, барабаны, бубны, трещотки, колокольчики и деревянные ложки — самые подходящие музыкальные игрушки для малышей. Они не только знакомят их с миром звуков, но и дают возможность активной работы для маленьких ручек: стучать, хлопать, крутить, покачивать и получать звук — что может быть увлекательнее? Только дуть — в свистульки, дудочки и губные гармошки — ведь это отличная тренировка артикуляционного аппарата в период развития речи.Открывать и закрывать безопасно
Толкнуть или потянуть? Сдвинуть вправо или влево? Нажать или покрутить? Малыш познаёт пространство и правила действия с ним. Для «экспериментов» ему нужно много материала, который не всегда купишь в магазине. Из того, что представлено в продаже, подойдут многослойные пазлы, игры с окошками и доски с замочками.В домашних условиях можно собрать набор пластиковых или деревянных баночек с различным типом крышек. Открывая их, малыш каждый раз будет искать для этого новый способ и новое положение своей руки. Чтобы игра стала ещё увлекательнее в каждую баночку можно положить сюрприз. Или обычные прищепки: предложите ребёнку нацепить их на картонную фигурку ёжика или ёлки. Такие игры-упражнения помогают подготовить руку к письму. А любые игрушки с замочками, верёвочками, липучками и пуговицами ещё научат малыша самостоятельно надевать ботиночки или куртку.
Сравнивать и выбирать самостоятельно
В год малыши уже знают названия многих предметов и могут приносить их вам по вашей просьбе. Поэтому хорошо, когда одни и те же игрушки (например, машинки или мячики) представлены в разных вариантах — тогда их можно сравнивать: по форме, по цвету и размеру, по весу или материалу. Это помогает расширять словарный запас и кругозор, учит классифицировать предметы. И, конечно, самые разные виды рамок-вкладышей подойдут для совместных и самостоятельных игр малыша. Это могут быть рамки с изображением животных, транспорта, геометрических фигур, букв и цифр. Главное, дать возможность малышу действовать самому и не ругать его за ошибки.Читать и перелистывать с удовольствием
Книги — особое удовольствие для малыша. Всегда приятно усесться рядом с мамой, слушать её голос и разглядывать яркие картинки. Это хорошее начало для развития интереса к чтению. Если с ранних лет малыш запомнит чтение как что-то увлекательное, в дальнейшем он будет читать много и с удовольствием. Поэтому для первых лет мы выбираем книги, которые сделаны с учётом потребностей малыша.Это книги:
- с толстыми картонными страницами, которые ребёнок сможет переворачивать, не опасаясь порвать;
- с красочными иллюстрациями, которые удерживают внимание малыша и помогают лучше понять текст;
- в которых есть сенсорный материал: то, что можно потрогать или погладить;
- с наклейками или с картонными окошечками, которые необходимо открывать по мере чтения; малыши делают это с огромным удовольствием.
О.Пчелинцева,
старший преподаватель кафедры проектирующей психологии
Института психологии им. Л.С. Выготского
Российского государственного гуманитарного университета
Рекомендуем почитать
- Воспитание «по-никитински»
- Звёздные родители Голливуда
- 8 марта каждая женщина хочет быть принцессой
- Путешествие по временам года
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии