"Игры и Игрушки" №1-2013
Защищая своё, будь открыт диалогу с другим
Свой-чужой
Ребёнок в быту, в детском саду, на улице соприкасается с представителями других народов. И речь идёт не только о гастарбайтерах на близлежащей стройке, водителях маршрутного такси или домашнем персонале. Говоря о терпимом отношении ко всему «иному» и формированию такого отношения у детей, правильнее начать с себя, как с родителя, с поведения которого ребёнок, что называется, «снимет кальку», хотим мы этого или нет. Так ли уж мы сами толерантны и терпимы к другим, подвергая представителей когда-то дружественного Союза каждодневной проверке «свой-чужой»?Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, все вместе объединились против общего врага — фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа издавна была известна всем народам.
Что же означает слово «толерантность»?
Различные словари трактуют слово «толерантность» по-разному. Как гармонию с самим собой и окружающим миром; как веротерпимость; как уважение ко всему «иному». Нам хочется думать о себе, о наших детях, что мы гуманные, милосердные и уж, конечно, толерантные. Однако эта иллюзия понимания спадает, когда речь заходит о нас самих. Вы только представьте вашу реакцию, чувства и эмоции на слова вашей дочери: «У нас в классе будет учиться мальчик из Дагестана, его посадили за мою парту!»… Какую картинку нарисовало ваше воображение, родитель? Какую подпись под ней ставим: свой или чужой?Не похожий на меня
Не такой — не означает чужой. Мы с вами тоже все разные. Хотите убедиться в этом за пару минут, наглядно? Тогда попробуйте проделать такой опыт с друзьями, детьми, членами своей семьи.Практическое упражнение «Снежинка»
Всем участникам раздайте одинаковые листы бумаги. Выполните молча следующие действия с листом бумаги, не глядя, как такую же операцию проводят другие:
- Сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол.
- Снова сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол.
- Оставшийся лист ещё раз сложите вдвое, оторвите правый верхний угол.
- Разверните лист. При демонстрации листов бумаги вы увидите разнообразные варианты «снежинок».
Я учусь у мамы!
Сложный вопрос — умение жить среди разных людей. Ещё труднее сохранить это умение в детях, вырастить здоровых и высоконравственных людей. Тем более мы всё чаще замечаем в современных детях озлобленность, нетерпимость и агрессивность к другим, непохожим на них сверстников.Мы стараемся убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и, наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим. Маленькие дети только начинают учиться воспринимать другого таким, каков он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Как справиться с нелёгкой задачей, чтобы слова «другой», «непохожий на меня» вызывали у ребёнка не опасение, а интерес, желание узнать, какие ещё бывают люди?
Давайте играть!
Играйте с детьми в национальные игры. Тематику их пусть определит национальная палитра группы или класса. Дети каких национальностей есть в детском саду, в школе, насколько широк разброс их в разных возрастных группах и каково их влияние друг на друга? Вместе с детьми можно расширить свой круг общения, знакомиться с другими культурами, традициями: язык, литература, архитектура, костюмы, кухня, музыка, танцы, песни, загадки, поговорки и пословицы.Большую ценность имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых дети вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы воспитатели и учителя не только проявляли компетентность в этих вопросах, но и использовали накопленные знания во время беседы, посещения краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок.
Наталья Разина,
психолог детского сада № 1515,
г. Москва
Рекомендуем почитать
- Игра в кальмара. Отзывы наших читателей
- Формирование элементарных математических представлений через игру
- Космические приключения
- На пресс-конференции Департамента образования подвели итоги Года литературы
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии