"Игры и Игрушки" №1-2013
«Красивые» игры для девочек
Разработчикам хорошо известны основные слабости возраста, они буквально затягивают детей в свои сети. В этом возрасте девочек отличает повышенное внимание к своей внешности, к одежде, лицу, фигуре. Практически у каждой девочки присутствует культ принцессы, королевы, хозяйки, их привлекает разнообразная атрибутика в виде модных штучек и возможность проявить себя вполне взрослой и самостоятельной девушкой. Многие в этот период мечтают стать знаменитыми, как телезвезда или топ-модель.
Но далеко не все могут реализовать свои мечты и быть на первых местах в вопросах красоты и популярности в подростковой среде. Многие из них становятся замкнутыми, обострённо впечатлительными. Именно в этом случае он-лайн игры помогают им почувствовать себя на высоте хотя бы в виртуальном мире, чем и привлекают многих девочек.
Ориентируясь на возрастные особенности девочек-подростков, разработчики создают он-лайн игры в жанре стратегий. На первый взгляд, игры этого жанра очень увлекательны и полезны, так как учат анализировать, планировать, просчитывать свои шаги, формируют целеустремлённость, внимание, деловые качества. Многие специалисты даже признают их полезными для социализации (если виртуальная игра максимально приближена к реалиям жизни). Но польза от игры-стратегии может быть сведена к нулю смыслом, который она в себе несёт, целями, которые она ставит перед игроками.
Примером экономической стратегии для девочек является игра «Фабрика Гламура» (или «Мисс Бимбо» в Великобритании). В этих играх девочкам предлагается персонаж в виде симпатичной девушки, за которой они должны следить, ухаживать, кормить, одевать, покупать модную одежду, участвовать в конкурсах красоты, повышать рейтинг.
На первый взгляд, игры вполне безобидные. Разве плохо прививать взрослеющей девочке стремление следить за своей внешностью, одеждой, здоровьем, фигурой, формировать умение планировать свой бюджет, грамотно тратить деньги на себя. Но если внимательнее посмотреть на содержание этих игр, можно увидеть массу ложных и далеко не безопасных вещей.
Например, игра «Фабрика Гламура» построена таким образом, что девочки для получения всё больших возможностей должны повышать свой уровень, а для этого достигать определённых целей. При этом заявляется, что достижение этих целей сделает её «самой стильной, самой умной и самой талантливой, а главное — самой счастливой модницей в целом мире».
Какие же конкретные цели предлагаются? Покрасить волосы в голубой цвет, сделать причёску с розовыми волосами, посетить солярий, сходить на консультацию к психотерапевту, купить определённое количество нарядов, похудеть, сделать пластику лица, бросить невыгодного жениха, стать официанткой. И хотя игрок может делать своему персонажу любые причёски, одевать в какие угодно наряды и выполнять самые разные действия, без достижения заявленных целей продвинуться далее в игре невозможно.
Иными словами, игроку навязывается определённое поведение, игрока завлекают новыми целями и возможностями, которые якобы помогут достичь идеальной красоты и безупречной внешности, высокой популярности. Такими конкретными целями разработчики навязывают девочкам определённые вкусы, взгляды на красоту, на образ жизни.
В игре присутствует показатель IQ (интеллект) и иногда ставятся задачи повысить свой IQ, для чего необходимо посещать библиотеку и играть в интеллектуальные игры (судоку, найди пару, паззл), что можно считать положительной стороной игры.
Важная составляющая игры — виртуальные деньги (кредиты), которые нужны для достижения обозначенных в игре целей. При этом деньги необходимы буквально для каждого действия, даже чтобы потанцевать, пофлиртовать, и не только для приобретения и получения чего-то нового — покупки одежды, еды, предметов мебели и др., но и для расставания со своими приобретениями. Например, чтобы расстаться с женихом, необходимо потратить 300 кредитов (так как «расставание больно ударяет по сердцу и по кошельку», как говорится в игре). То есть платить в этой жизни надо за всё — вот такую установку формирует эта игра у своих игроков.
Но не это самое «страшное». Тот факт, что для расставания с человеком надо заплатить, а если денег нет, то нет и возможности расстаться, заставляет игрока чувствовать себя ущемлённым. И регулярное переживание в этой игре таких неприятных эмоций и чувств может негативно сказаться на личностном развитии девочки, может стать основой комплексов и неуверенности в себе.
Как же можно заработать эти виртуальные деньги (кредиты) в игре? Предлагается несколько способов. Можно пройти курсы и устроиться на работу. Повысить свой бюджет можно также, положив реальные деньги (рубли) через интернет на указанный счёт разработчика. Есть возможность заработать деньги и своим умом, играя в интеллектуальные игры. Но здесь есть ограничение — в каждую игру можно играть не более одного раза в день.
Таким образом, разработчики лишают возможности умных и способных девушек зарабатывать реальным умом деньги в том количестве, в котором нужно для динамичного прохождения игры. То есть игра лишает девушек возможности самореализоваться, повысить свою самооценку, в итоге она принижает игроков, давая понять, что «только умом вы никогда не заработаете». Всё это может притупить стремление девочки к тому, чтобы развивать свои умственные способности, справляться с любой задачей, используя свои знания и проявляя упорство.
Игры с такого рода содержанием деформируют личностную сферу подростков, препятствуют нормальной социализации, формированию вкусов и жизненных ценностей. Помимо того, заманивание новыми возможностями в игре, существование в среде, где можно чувствовать себя лучше, чем в реальном мире, способствует повышенной увлечённости игрой, особенно у девочек-подростков. Существуя в этой благоприятной виртуальной среде, в которой становится достижимым то, что невозможно в реальной жизни, девочки как бы «убегают из собственного тела», избавляются от неудовлетворённости своими качествами, внешностью, реальной социальной идентичностью. Это приводит к тому, что стремление избавиться от своих недостатков или что-то изменить в себе отходит на второй план.
Уход в виртуальный мир блокирует формирование собственной мотивационной сферы и стратегии саморазвития. Реальные проблемы остаются нерешёнными. Всё это может привести к деформации развивающейся личности ребёнка и к дальнейшим трудностям в общении с реальными людьми.
Алла Кремлёва, кандидат психологических наук,
психолог Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ
От редакции
На наш взгляд, автор абсолютно права, подчёркивая внешнюю привлекательность подобных игр и обнажая глубинную сущность процессов, невидимых глазу. Думающие родители, ознакомившись с теми играми, в которые играют их дочери-подростки, в силу жизненного опыта с неизбежностью почувствуют фальшь подобной забавы. Такая «социализация», за которую ратуют разработчики подобных игр, окажется пирровой победой, успех которой будет несоизмерим с её потерями, ибо решая в игре виртуальные задачи, подросток не справляется со своими реальными психологическими проблемами.
Дорогие читатели!
Мы по-прежнему прислушиваемся к вашему мнению и ждём ваших откликов. Самые интересные ваши суждения мы опубликуем в ближайших выпусках. Пишите нам, пожалуйста, по адресу: redaktor@i-igrushki.ru.
Рекомендуем почитать
- Профилактика дорожно-транспортного травматизма
- Письма читателей
- Ребус - настольные обучающие игры для детей
- Моделирование – гимнастика для ума
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии