«Игры и Игрушки. Спецвыпуск» №2-2025
Регистрация товарного знака
Регистрация товарного знака даёт владельцу исключительное право на использование обозначения в своём виде деятельности и возможность защищать свои интересы в суде, антимонопольной службе, таможенных органах и других…
О регистрации товарного знака вы конечно же слышали, но, возможно, ещё не решили нужно ли вам это. Давайте рассмотрим, что же такое товарный знак и какие преимущества дает регистрация? Товарный знак — это средство индивидуализации компании, её товаров и услуг, он может быть зарегистрирован в виде: знака или символа; слова или сочетания слов (слоган); в виде совокупности свойств, ассоциаций и образов или иного визуального воплощения, которое поможет потребителям отличить товары или услуги одной компании от другой, а продукту стать узнаваемым среди конкурентов.
В качестве товарного знака можно зарегистрировать:
-
логотип
-
название/ коммерческое обозначение
-
домен
-
персональный бренд
-
упаковку
-
персонажа
-
цвет
-
слоган
-
принт
Зачем регистрировать товарный знак?
Для любой компании это прежде всего безопасность деятельности компании, увеличение рынков сбыта; повышение капитализации компании; использование в качестве актива компании; повышение имиджа компании. Рассмотрим немного подробнее каждую из причин.
Безопасность. Регистрация товарного знака даёт владельцу исключительное право на использование обозначения в своём виде деятельности и возможность защищать свои интересы в суде, антимонопольной службе, таможенных органах и так далее. Это значит, что конкуренты не смогут скопировать ваши наименование и логотип, не смогут создать аналогичный сайт или взять схожее доменное имя, а значит не смогут забрать часть рынка или скомпрометировать ваше имя, применяя демпинг или реализуя некачественный товар или услугу.
Если вы обнаружите компании, нарушающих ваше исключительное право на товарный знак вы имеете право требовать: прекращение продажи контрафактного товара и изъятия из оборота остатков, блокировки сайта недобросовестного конкурента, блокировки личного кабинета на маркетплейсах компании-конкурента, взыскания компенсации за неправомерное использование в размере до 10 млн рублей.
Новые горизонты. Товарный знак открывает новые горизонты перед предпринимателями:
-
Часть маркетплейсов разрешают выход на площадки только при наличии зарегистрированного товарного знака (Яндекс.Маркет, Lamoda). Остальные площадки осуществляют мгновенную блокировку кабинетов при поступлении претензии на незаконное использование чужого товарного знака.
-
Крупные торговые сети выпускают на полки только брендированный товар (иначе они несут солидарную ответственность за реализацию контрафактного товара);
-
Крупные торговые центры при открытии магазина на их территории также просят предоставить свидетельство на зарегистрированный ТЗ.
-
Возможность развиваться по франшизе, заключать лицензионные договоры и договоры коммерческой концессии.
-
Участие в тендерах (при наличии в конкурсной документации условия о средствах индивидуализации продукции).
-
Размещение вывесок и использование наименований на иностранных языках.
Важно! В мае 2025 г. Государственная Дума приняла закон о защите русского языка от чрезмерного использования иностранных слов. Согласно закону вывески, указатели и информационные таблички в магазинах и общественных местах должны быть написаны только на русском языке. Также изменение коснутся названий жилых комплексов и объектов строительства: компании обязаны использовать только кириллицу при создании коммерческих названий, если речь идёт о рекламе новых объектов недвижимости. В рамках нового закона бизнес будет обязан снять свои вывески и спешно всё русифицировать. Больше никаких игр иностранными словами, написанных по-английски, фамилий с окончанием на -off и притворяющихся итальянцами обувных фабрик из Подмосковья не будет. Забыть предлагается также волшебные слова SALE (распродажа) и PRICE OFF (цены снижены), FOOD COURT (ресторанный дворик) и другие. Их заменят русские аналоги. Закон не ставит задачу бороться с другими языками, его цель - поддержать и укрепить использование русского языка как государственного!
Исключение сделано только для наименований, которые являются зарегистрированными товарными знаками. Если название компании, продукта или магазина является зарегистрированным брендом, например, Ozon, Wildberries, Sela, Lime, то оно может оставаться на иностранном языке, менять его не нужно.
Предполагается, что закон вступит в силу 1 марта 2026 года. Ещё есть возможность подготовиться и подать документы на регистрацию товарного знака. В противном случае, нужно подготовиться к ребрендингу вашей ТМ на русском языке.
Повышение капитализации компании. Этот вариант больше интересен компаниям, которые находятся на общей системе налогообложения, так как это позволяет законно снизить налогооблагаемую базу. Товарный знак можно оценить по рыночной стоимости и поставить на баланс компании. Оценку в обязательном порядке должен проводить оценщик, имеющий квалификационный аттестат. Стоимость зависит от срока деятельности компании, известности на рынке, полученной выручки, а также планируемой выручки на ближайшие 3 года, исходя из плана потока денежных средств компании. На основании отчёта об оценке, компания готовит необходимую документацию и ставит объект нематериального актива (в частности, товарный знак) на баланс предприятия. Таким образом увеличивается финансовая устойчивость компании за счёт увеличения чистых активов. Кроме того, на оприходованные объекты начисляется амортизация линейным способом, что позволяет компании ежемесячно списывать в затраты значительные суммы и уменьшать налогооблагаемую базу. Нематериальный актив становится материальным! Плюсы очевидны: грамотное ведение бухгалтерского и налогового учёта; увеличение собственного капитала компании и, как следствие, увеличение чистых активов; экономия на налогах.
Важно! Для корректного определения стоимости объекта и постановки его на баланс компании необходимо обязательно воспользоваться услугами аттестованного оценщика и налогового консультанта. Это поможет сберечь время и нервы при налоговых проверках.
Использование в качестве актива компании. Товарный знак является полноценным активом компании/предпринимателя. Его можно: поставить на баланс, как было описано выше; передать в аренду по лицензионному договору или в составе договора коммерческой концессии (франшизы); передать в залог банку. Передать в залог можно полностью или отдельные права: классический залог, залог права на лицензию, залог прав на поступления роялти в будущих периодах и проч. Объем заложенных прав определяют в договоре. Для кредиторов права на товарный знак актуальны, если у них есть реальная стоимость. В данном случае стоимость также определяется на основании отчёта об оценке.
Имидж компании. Регистрация товарного знака позволяет сделать вывод вашим покупателям/пользователям, что компания имеет серьёзные намерения на осуществление деятельности в будущем (так как знак регистрируется на 10 лет с возможностью дальнейшего продления), а не является фирмой-однодневкой, которая занимается то одним, то другим видом деятельности без дальнейших обязательств.
Кроме того, товарный знак позволяет минимизировать репутационные риски путём устранения с рынка недобросовестных конкурентов с товарами или услугами худшего качества и мимикрирующих под вашу компанию.
Регистрация товарного знака обладает комплексным действием по защите вашего бренда от недобросовестных конкурентов, по повышению узнаваемости продукта и имиджа компании, по увеличению стоимости компании и по продвижению товара/услуги на рынке, как на территории РФ, так и на территории других стран. Не зависимо от того, какая причина является для вас главной, регистрация товарного знака является правильным шагом в развитии бизнеса и в будущем вы сможете оценить все преимущества перед конкурентами. Регистрируйте! Не ждите, пока кто-то это сделает за вас!
Елена Кущева, кандидат экономических наук,
член Бюро по защите прав предпринимателей
ВОО «ОПОРА РОССИИ»,
директор ГОСТСЕРТГРУППВОРОНЕЖ
Рекомендуем почитать
- Комментарии