"Игры и Игрушки" №4-2024
Развиваем играя! Подборка игрового материала
На полках магазинов такой огромный выбор развивающих игр, что разобраться в них порой довольно непросто. Безусловно, кое-кто прав в том, что любую игрушку можно назвать развивающей. Но так уж повелось, что педагоги, психологи и разработчики игр стали называть развивающей такую игрушку, которая может обучать чему-либо, развивать способности
Игра – основное занятие для младших дошкольников, и она сопровождает ребят в течение всего времени пребывания в детском саду. С помощью игр можно познакомить ребёнка с окружающим миром, выучить новые слова и понятия, развить логику, память и внимание, воображение, мышление, поработать над мелкой моторикой и точностью движений.
Какие бывают развивающие игры?
Развивающая игра должна отвечать некоторым условиям: многофункциональность, когда в одной игре имеется множество разных вариантов; вызывающая интерес в течение длительного периода времени, в которых сложность заданий постепенно возрастает; соответствует возрасту ребёнка, способная научить какому-то новому навыку.
Развивающие игры, продаваемые в магазинах, делятся на так называемые традиционные и авторские.
К традиционным относятся: пирамидки (от 8-9 месяцев); рамки-вкладыши (от 1 года) доски Сегена (от 1,5 лет); шнуровки (с 1,5-2 лет); конструкторы и различные настольные игры (Лото, пазлы, игры-ходилки).
Авторские развивающие игры разработаны ведущими педагогами, психологами и врачами. Такие игры чаще всего носят имена своих создателей. В них удалось сочетать один из принципов обучения – «от простого к сложному», с важным принципом возможности проявления творчества, соответствующего возрасту и способностям игрока. Поэтому ребёнку удаётся достичь предела своих возможностей в этом возрастном периоде.
Давайте вместе рассмотрим игры, которые будут способствовать развитию таких важных навыков, как: зрительно-моторная координация, зрительная память, наглядно-действенное мышление. Игры, с помощью которых дети познакомятся с геометрическими фигурами, смогут их узнавать, различать и самостоятельно называть, а также игры для расширения словарного запаса.
Игра «Рамки и вкладыши»
С помощью этой игры ребёнок познакомится с геометрическими фигурами. Есть много вариантов рамок-вкладышей, где ребёнок учит названия фигур, запоминает, как они выглядят и находит им соответствующее место.
Игра «Собери пирамидку»
Игра, в которой вместо колец идут различные геометрические фигуры, поможет ребёнку не только освоить навык координации движений и развить мелкую моторику рук, но и выучить геометрические фигуры. Простую игру можно обернуть, как обучающий элемент. Предложите малышу нанизывать на стержень только заданные геометрические фигуры. Кстати, с помощью пирамидки с ребёнком легко выучить названия цветов.
Игра «Четвёртый лишний», «Третий лишний»
Такая игра развивает логическое мышление, мелкую моторику и обучает умению классифицировать предметы по определённым признакам. Задача ребёнка – найти лишний предмет среди четырёх картинок и объяснить, почему он так считает. Дети изучают цвета, учатся сравнивать предметы и обобщать их. Игра отлично развивает зрительную память. Как играть?
-
Вставьте в планшет деревянную карточку с картинками, закройте окошечки. Предложите ребёнку открыть кружочки и назвать, что изображено на картинках и какой предмет из них лишний?
-
Изучайте цвета на кружочках. Попросите ребёнка закрыть первую картинку красным кружком, вторую – синим, третью – жёлтым и так далее.
-
Для самых маленьких детей, которые только учатся говорить, предложите облегчённый вариант – открывать и закрывать окошки и называть изображения на них.
-
А теперь усложните задачу. Попросите ребёнка запомнить последовательность изображения предметов. Закройте окошечки и попытайтесь вспомнить, какие предметы находятся в каждом окошке.
Игра на липучках «Витаминная пирамида», «Пицца» и другие
Это красочные обучающие игровые наборы с картинками на липучках. В комплект входит игровая основа и фигурки на липучках, карточки-образцы.
Благодаря своей яркости и привлекательности, игры вызывает неподдельный интерес у ребят. Они просто играют, но вместе с тем изучают цвета, улучшают координацию и точность движения пальцев. Игра расширяется словарный запас и развивает речь. Запускается активный мыслительный процесс, когда ребёнок сравнивает и обобщает предметы. Дети учатся определять такие пространственные понятия, как: выше, ниже, справа, слева, между. Игрокам предлагается играть, складывая детали по образцу.
С помощью игры дети учатся: выкладывать по цвету; по форме; разделять элементы игры на овощи, фрукты и ягоды; считать количество предметов на каждой ступени.
Роль родителей в игре
Может возникнуть ощущение, что для развития ребёнка достаточно купить подходящую игрушку, и он дальше справится самостоятельно. Но это не так. С ребёнком нужно играть, и это важно.
-
Заинтересуйте ребёнка игрой, когда он в добром расположении духа;
-
Предлагайте ребёнку играть, не навязывая;
-
Не ждите от ребёнка мгновенного результата;
-
Не сравнивайте своего малыша с другими детьми;
-
Всегда поощряйте добрым словом и похвалой;
-
Помните, что игра создана для малыша, а не наоборот.
Развивающих игр великое множество. Мы рассмотрели лишь некоторые из них. Какую выбрать, решать только родителям, главное – быть заинтересованным в развитии своего ребёнка.
Ирина Романенко, педагог-психолог
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
- Комментарии