"Игры и Игрушки" №4-2024
Зимние секреты химии и физики для самых маленьких
Зима дарит возможность познакомить дошкольников с законами химии и физики. Простые, но интересные опыты расширят кругозор и повысят познавательную активность ребёнка. Такие занятия впечатляют, удивляют, восхищают и сближают взрослых и детей
Опытов, связанных со снегом и льдом, достаточно много. Возможно, сами того не понимая, вы уже проделывали некоторые из них на прогулках с малышами. Мы рассмотрим наиболее простые и доступные из них.
Загадочные снежинки
Задача - узнать, как выглядят снежинки, дать им описание, а также убедиться, что одинаковых по форме снежинок не бывает.
В морозный снежный день предложите малышу поймать снежинки на тёмную однотонную ткань (варежку или перчатку). Предложите ребёнку внимательнее рассмотреть снежинки, сравнить их по форме и размеру. Особый интерес вызовет лупа, с ней малыш почувствует себя настоящим исследователем, да и детали рисунка снежинок можно будет получше рассмотреть.
Расскажите, что снежинка – твёрдая форма воды, которая растает под воздействием тепла и превратится в каплю. Поясните, что зимой капли дождя падают на землю, но так как зимой становится морозно, капли дождя замерзают и превращаются в узорчатые льдинки – снежинки. Предложите ребёнку подышать на снежинку и посмотреть, как она становится каплей. Вернувшись домой, предложите нарисовать или вырезать узорчатую снежинку из бумаги.
Почему медведь не замерзает в берлоге?
Задача - вместе с ребёнком измерить температуру на улице, на поверхности сугроба и под снегом в сугробе; сравнить показатели и сделать выводы.
Зимняя температура воздуха на улице отличается от температуры под снежным покровом. Вооружившись специальным уличным (оконным) градусником, отправляйтесь на прогулку. Для начала запишите, какую температуру показывал измерительный прибор, находясь на своём месте. На прогулке найдите высокий сугроб, не менее 25-35 см, лопаткой проройте канал, опустите по нему термометр на нитке и засыпьте его. Через 35 минут выньте из сугроба термометр и убедитесь, что температура будет существенно выше, чем температура воздуха.
Опыт показывает, что снег имеет теплоизолирующие свойства, поэтому отлично защищает некоторых животных и растения от холода, морозов, суровых ветров. Вспомните стихотворения или сказки, рассказы, где снег описывается как «белое пушистое одеяло», почему снегопад так важен и полезен для животного и растительного мира.
Ледяные воздушные шарики
Задача – показать малышу свойства воды, - на морозе вода замерзает.
При уличной температуре -10 °C и ниже предлагаем совершить увлекательное надувание мыльных пузырей. Ребёнок пронаблюдает, как в виде листочков на пузыре появятся кристаллики, в течении нескольких секунд замёрзнет и сам пузырь. Расскажите, что пузырь состоит из мыльного раствора: воды и мыла. А вода замерзает при морозе.
Снег наоборот!
Задача - сравнить вес замёрзшей и растаявшей воды, что тяжелее?
Принесите домой кусок сосульки или льда, положите их в таз. Отдельно соберите пакет (зип-пакет или хорошо завязать на узел) снега и взвесьте. При комнатной температуре снег в пакете растает. Растают куски льда и сосульки, что доказывает, что они состоят из воды. Нужно взвесить пакет со снегом, а после – с талой водой. Обратите внимание ребёнка, что снег занимал весь пакет, а когда растаял, то талая вода заняла всего четвёртую часть банки. С помощью этого простого опыта ребёнок узнает о плотности вещества. Снег состоит из множества снежинок, между которыми есть много воздуха, поэтому у снега плотность низкая. Снег по весу лёгкий и теряет объём, пышность, когда превращается в воду.
Что быстрее растает, лёд или снег?
Задача – узнать о скорости таяния воды в разных состояниях.
В прошлый раз мы оставили лёд в тазу и пакет снега таять при комнатной температуре. Снег растаял быстрее. Спросите, что думает ребёнок о причине этого явления? Предложите ребёнку лопаткой выложить на тарелку немного снега, а на другую тарелку положить снег рукой в перчатках, сжав его в плотный ком. Оставьте таять при комнатной температуре и поясните, что ком, снега тает медленнее. Снег при сжатии превращается в лёд. К примеру, когда люди ходят по снегу, он становится более плотным, так как воздух между снежинками выходит. Плотность льда выше, чем у снега. Тепло хуже проникает, ведь воздуха между снежинками нет, скомкав снежинки, ребёнок плотно зажал их друг к другу. Поэтому лёд тает медленнее.
Соль и лёд
Задача – дать понимание малышу о том, что соленая вода не замерзает.
А вы знаете, как взаимодействует лёд с солью при определённых условиях комнатной температуры? Опыт поможет узнать, почему пресная вода замерзает при низкой температуре, а солёная вода не замерзает даже в морозильной камере.
Поместите бутылки с пресной и солёной водой в морозильную камеру. Поясните, что от соли лёд тает быстрее. Докажите, посыпав кусок льда солью. Соль не даёт воде затвердеть, поэтому ледники – это всегда пресная вода.
Предложите ребёнку порисовать солёной водой. Нужно окунуть кисточку в незамерзающую жидкость и провести ею по тёмной картонке. Когда рисунок высохнет, то можно увидеть кристаллы соли на картоне, которые выглядят, как морозные узоры.
Почему пингвин не замерзает?
Задача – узнать что предохраняет животных от замерзания.
Удивительно, но птичье перо не замерзает. Для эксперимента найдите два пера. Одно перо замочите в мыльном растворе, просушите. Другое пропитайте растопленным жиром (к примеру, жиром для смазывания кожи обуви). Окуните пёрышки в воду. Положите в сугроб оба пера. Пропитанное жиром перо будет в целости и сохранности. А другое перо будет замёрзшим. Поясните, что перья птиц обмазываются специальным жиром, который вырабатывает организм птицы. Клювом птица пропитывает каждое пёрышко, делая его водонепроницаемым. Так пингвин остаётся сухим.
Лёд скользкий?
Задача – понять почему лёд скользкий.
Это не просто опыт для расширения кругозора, но ещё и профилактика травматизма. Соорудите ледяной каток, заморозив воду на подносе или плоской тарелке. Прокатите игрушку, как на катке, параллельно поясняя, что лёд скользкий ввиду гладкости и при этом покрыт тонкой плёнкой воды, поэтому на нём так легко упасть. Если же лёд посыпать песком, то он становится шершавым, и упасть на нём становится труднее, катать игрушку сложнее. Лучше не ходить по блестящему льду, чтобы не получить травму.
Вот такие простые опыты из доступных материалов познакомят ребёнка со снегом и льдом, вызывая ещё больший интерес к зимним прогулкам, ведь теперь ребёнок знает так много!
Гошнаго Сиджах, воспитатель
ГБОУ Школа 777, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии