"Игры и Игрушки" №4-2024
Как помочь ребёнку преодолеть страх перед сценой?
Совсем скоро во всех учреждениях будут проводиться различные праздничные мероприятия. Особенно ждут утренников дети, заблаговременно готовя номера для участия в праздничных программах. Но что делать, если ребёнка сковывает страх перед публичным выступлением?
Страх публичных выступлений не даёт покоя людям всех возрастов. Сначала ребёнок боится читать стихотворение на утреннике, потом отвечать у доски, затем студент стесняется презентовать свою работу на научной конференции. А уже взрослый человек цепенеет, когда нужно представить свой проект, поздравить сотрудников на корпоративе или отчитаться перед руководителем за прошедший квартал. Это неизбежно влечёт за собой последствия: невозможность проявить себя, продвинуться по карьерной лестнице. Поэтому важно предотвратить появление этого страха, а если он есть – уметь с ним справиться.
Страх сцены – один из самых распространённых социальных страхов. Он уверенно держится в тройке самых сильных фобий, по мнению психологов. Он может появиться по разным причинам:
-
Ребёнок боится осуждения или негативной оценки сверстников или взрослых.
-
Дети, склонные к перфекционизму, опасаются не соответствовать собственным стандартам.
-
Предыдущий негативный опыт.
На что-то мы, как родители, способны повлиять, а что-то не в нашей власти. Но, даже в этих обстоятельствах мы можем помочь ребёнку (да и взрослому), унять сильное волнение и выступить достойно.
Готовимся заблаговременно
С лёгким волнением сражаться не стоит, мы его преобразуем в энергию публичного выступления. Ведь если мы слишком спокойны, мы не способны заинтересовать аудиторию. А можно и нужно работать с такими симптомами, как:
-
трясущиеся руки и ноги;
-
учащенное сердцебиение;
-
повышенная потоотделение;
-
скачки артериального давления;
-
тошнота;
-
покраснения кожных покровов;
-
сбитое дыхание;
-
прыгающий голос;
-
сухость во рту;
-
невозможность контролировать мышцы лица и тела
.Для того, чтобы человек чувствовал себя комфортно, необходима тщательная подготовка. Это распространяется на детей и взрослых. Стихотворение учим наизусть и многократно повторяем вслух, текст публичного выступления готовим и минимум трижды проговариваем своими словами, без подсказок.
Выбираем одежду, в которой выступающий будет чувствовать себя уверенно. Если ребёнку не нравится его костюм на утренник, или он одет не соответствующе ситуации, получить удовольствие от выступления не выйдет, а это влечёт за собой формирование последующего негативного опыта. Если школьник стоит у доски и чувствует, что с ним что-то не так (велик пиджак, растрёпаны волосы, мятая рубашка), а одноклассники ещё и обращают на это внимание, то ни о какой уверенности и речи идти не может.
Как унять волнение перед самым выступлением?
Итак, мы подготовились, соответствующе выглядим, близится момент выхода на сцену, а волнение только нарастает. Что это и как поступить в такой ситуации?
При стрессовых состояниях, при ощущении опасности, страхе, тревоге повышается содержание адреналина в крови. В некоторых источниках объём выделяемого гормона сравнивают с прыжком с парашютом. Именно адреналин провоцирует появление потных и трясущихся ладоней, ощущение сухости во рту, дрожащий голос и другое. Нам необходимо этот адреналин выплеснуть, потратить. Естественно, все эти манипуляции производятся до выхода на сцену, без свидетелей.
Первый способ – нужно потратить адреналин – физическая активность. Можно бегать, прыгать, приседать, бить подушку, отжиматься. Но внешний вид и обстоятельства не всегда могут позволить это сделать.
Второй способ – активность. Попросите ребёнка встряхнуть руки и ноги так, словно прилипло что-то малоприятное. Можно подключить всё тело.
Третий способ – пусть ребёнок сильно зажмет всё тело, включая мышцы лица, а затем расслабится. Можно даже слегка встряхнуть тело, чтобы проверить наличие оставшихся зажимов.
Четвёртый способ – покажите ребёнку упражнение схожее с жеванием, нужно как бы жевать мышцы лица так, словно во рту огромная жевательная резинка. Ребёнок правится с волнением, а заодно выполните артикуляционную гимнастику, улучшите артикуляцию и дикцию.
Пятый способ. В нашем организме есть страховой гормональный фон – вилочковая железа, по-другому «точка счастья». Находится в верхней части грудной клетки на возвышенности. При стимуляции вилочковой железы (мелкое постукивание пустым кулачком) – мы успокаиваемся.
Шестой способ – метод «Дыхание квадратом». Диафрагмальное дыхание и его польза – тема отдельной статьи. Важно понимать, что диафрагмальное (брюшное) дыхание необходимо в процессе всего публичного выступления. И ребёнок, и взрослый должны дышать животом на постоянной основе. А это значит, что на вдох плечи и грудь остаются на месте, надувается живот, на выдохе – сдувается. При «Квадрате» вдох на 4 счёта, далее задержка дыхания на 4, плавный выдох на 4, и задержка дыхания на 4 счёта.
После необходимо дать ребёнку позитивную обратную связь – хвалим.
Если вы говорите: «Дома ты читал лучше», «Ну, ты как всегда разволновался», «Да ладно, ничего страшного», «А Таня лучше выступила» и прочее, то вы только усиливаете страх перед выступлениями.
Будьте для своих детей самыми преданными и восторженными зрителями, пусть они ощущают вашу поддержку, и тогда каждое их выступление будет успешным.
Наталья Латфуллина, международный тренер
по речи и ораторскому мастерству, г. Тюмень
- Комментарии