"Игры и Игрушки" №6-2019
Взрослые «малыши» или последствия гиперопеки
Ребёнок не может стать самостоятельным по мгновению волшебной палочки, осознанно понимающим, что «был вчера малышом», а к 1 сентября стал «взрослым» школьником. Корень ошибки воспитания следует искать в раннем детстве. Пытаясь облегчить свой труд и сэкономить время, родители сами одевают-раздевают ребёнка, моют его руки и умывают его лицо, кормят малыша с ложечки. Но когда этот малыш перестаёт быть «малышом»? Так ребёнок постепенно подрастает, а гиперопека остаётся, как и, впрочем, определение ребёнком себя как вечного «малыша».
Привыкнув к тому, что всё делают родители, ребёнок постепенно приобретает эгоистическую натуру, глубоко убеждённую в том, что кто-то должен решать за него все вопросы и принимать сложные решения, «все должны ему», а он, в свою очередь, безответственно принимать результаты чужого труда. И почему вдруг нужно становиться самостоятельным и решительным, не понимает ребёнок? Так, повзрослев, человек, словно малыш, пытается идти по жизни в поисках «опекунов» на работе и в ближайшем окружении. И если это не получается, то даже от незначительных жизненных сложностей он постоянно пребывает в жутком стрессовом состоянии.
Как же воспитать в ребёнке самостоятельность и инициативу, как помочь ему?
Для начала наберитесь терпения и, несмотря на то, что покормить самому куда быстрее и чище, предоставьте ребёнку возможность научиться правильно держать ложку и вилку, пользоваться салфетками и так далее. Обучите его элементарному соблюдению гигиенических правил: последовательно умываться, одеваться и раздеваться. Так он будет уверенно чувствовать себя и в садике, и в школе, потому что будет независим, не будет ждать своей очереди, когда же и ему теперь умоют лицо или наденут шапочку.
Игровая форма - универсальный метод, в том числе и в вопросах обучения навыкам самостоятельности, организованности и ответственности за свои действия (откуда взял игрушку – туда и положил; как сложишь в ящичке свои вещи, такими их и возьмёшь).
Поиграйте с малышом в игры «Одень куклу», «Искупай куклу», «Накорми куклу» - пусть проделает все действия без ваших подсказок.
Взращивайте также потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности, но не при помощи многочасового выбора цвета одежды или предмета личного гардероба (покупка ребёнком в 4 года платья или штанов на свой вкус - это не есть самостоятельность), а при помощи воплощения художественного замысла (аппликация, рисование, лепка). Пусть ребёнок пофантазирует и сделает то, что он хочет. Однако по мере взросления старайтесь обращать его внимание на реалистичные цветовые соответствия: к примеру, в 2 годика медвежонок может быть зелёным и даже голубым, а в 5 лет ребёнок должен различать медведя как животного коричневых оттенков, и медведя-игрушку - вымышленный персонаж.
Золотое правило: общайтесь с ребёнком чаще, спрашивайте его мнение, научите аргументировать точку зрения или выражать свои мысли и желания. В разговорах имейте терпение дослушать ребёнка без вашей помощи в выражении его мысли.
Правом выбора обладает даже маленький ребёнок, однако выбор должен тоже иметь определённые «рамки». Вопрос «Уберёшь игрушки до...или после?» не означает, что ребёнок решает, будет ли он убирать игрушки или нет. Такой вопрос позволяет принимать решения. Не стоит предлагать детям до 5 лет выбор одного из более чем двух вариантов, далее кол-во можно постепенно увеличивать.
Ребёнок должен понимать и ответственность своего выбора, учиться на своих ошибках. Не бояться их и уметь исправлять – это тоже результат самостоятельности. Все поступки имеют последствия, именно осознание этого факта помогает более внимательно относиться к своим действиям, планировать и прогнозировать результаты.
Если хотите, чтобы ваш ребёнок не чувствовал себя беспомощным, вечно хныкающим и бессильным, постоянно зависимым от взрослых, - уже с 2-х лет необходимо воспитывать его уверенность в том, что он САМ вполне может сделать многие вещи. Начните с малого, но поверьте, заложенное с раннего детства желание делать всё самостоятельно не угаснет, а разовьётся. По мере взросления ребёнка мудрые родители делают за него всё меньше, но находятся рядом, чтобы вовремя подсказать, помочь.
Готовые ответы на все вопросы – не совсем правильный подход в воспитании ребёнка. Вы должны понимать, что нужно научить его двигаться в нужном направлении и найти верный путь. Тогда вы сможете быть уверенными, что даже когда вас не будет рядом, он справится со всем самостоятельно!
Гошнаго Сиджах, воспитатель ДО 1,
ГБОУ г. Москвы «Школы 777
им. Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»
Рекомендуем почитать
- «Я люблю свою лошадку…»
- Учим, воспитываем, развиваем через игру
- Уникальные детские товары оптом
- Я буду... воспитателем!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии