"Игры и Игрушки" №4-2024
Маркировка игрушек?!
В преддверии новогодних праздников начинается суета и некий ажиотаж. Люди снуют по магазинам в поисках подарков для своих близких, родители ищут лучшие игрушки для детей, чтобы сделать Новый год особенным. Как же выбрать не только подходящую, но и качественную игрушку?
Стоя у прилавка магазина и рассматривая упаковку игрушки, родители невольно задумываются, качественный ли это товар? Вопрос максимально актуален, когда речь идёт о детских игрушках. Не подделка ли это? Кто производитель? А есть ли у неё срок годности или срок службы? Из какого материала сделана игрушка? Для какого возраста она подходит?
Потребитель не всегда может отличить безопасную игрушку от некачественной, основываясь лишь на визуальном осмотре, а значит он опирается лишь на свою интуицию. Наверняка, многие слышали о системе маркировки товаров, периодически всплывающей в различных информационных ресурсах. Большинство потребителей не придаёт значение такой информации, мол, это касается только производителей, чтобы защитить свой товар от подделок. Но когда речь зашла о детских товарах и их обязательной маркировке, среди родителей стал проявляться интерес. Давайте вместе разберёмся, что же это такое, и нужно ли обращать внимание на имеющуюся или, наоборот, отсутствующую маркировку?
Что такое маркировка?
Маркировка товаров — это процесс, в котором на единицу продукта наносят штриховой код с информацией. Каждый участник цепочки товарооборота сканирует код и вносит данные в специальную систему «Честный знак». Этот код нельзя подделать — он просто не отобразится в каталоге товаров системы.
Основная задача маркировки — сделать путь товаров прозрачнее. Любой покупатель сможет узнать, кто произвёл и откуда ввёз конкретный товар. Для производителей и импортёров маркировка снижает конкуренцию с продавцами контрафакта по заниженным ценам. Также она не позволяет продавцам продать просрочку. Если срок годности товара уже истёк, система просто не даст кассиру завершить его продажу.
Код маркировки должен содержать идентификатор GTIN, серийный номер с кодом, ключ и код для проверки подлинности товара, а также защиту от копирования.
Ни для кого не секрет, как много бывает подделок у популярных игрушек. Нередко покупатель наталкивается на некачественный товар. Ассоциация предприятий индустрии детских товаров отметила, что доля теневого рынка в 2023 году составляла 30 % продаваемого товара. Пол беды, если речь идёт о нарушении авторских прав в изготовлении игрушек, куда большая опасность скрывается в сомнительном качестве товара для детей.
Запустить цифровую маркировку игрушек было предложено ещё в 2020 году, ссылаясь на то, что большая часть покупателей не может отличить оригинальную игрушку от подделки. Это влекло такие последствия, как проблемы со здоровьем детей, ведь в производстве подделок нередко использовались токсичные материалы.
Лишь спустя три года, в мае 2023 года, в Госдуме одобрили законопроект об обязательной маркировке игрушек, и в качестве эксперимента некоторые производители стали маркировать свою продукцию на добровольной основе.
Что говорят производители?
Российские производители давно отметили, как сложно на современном рынке конкурировать с теми, кто ввозит на территорию страны свой товар, не платя налоги, не проводя необходимую сертификацию товара и прочее. Их товар значительно дешевле, и, соответственно, более выгоден для покупателя. Ведь далеко не каждый потребитель может определить контрафактную игрушку.
Что говорят потребители?
На самом деле не все покупатели готовы сканировать маркировочный код и углубляться в поиск информации об игрушке. Безусловно, есть ответственные родители, готовые исследовать товар перед покупкой. Но немало и тех, кто при выборе игрушки ориентируется на собственную интуицию, визуальный осмотр, отзывы других покупателей, рекомендации знакомых, одним словом, действует по привычной схеме. И для них маркировка, нанесённая на упаковку, не важна.
Какие игрушки подлежат маркировке в 2025 году?
Обязательной маркировке подлежат игрушки, предназначенные для детей до 14 лет. С 1 марта 2025 года, согласно проекту Минпромторга, будет введена обязательная маркировка игрушек на некоторые товарные категории. Это самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колёсах (за исключением трёхколёсных велосипедов). Карточные игры всех типов, наборы электрических гоночных автомобилей для соревновательных игр, а также прочие товары для развлечений, настольные или комнатные игры, включая столы для игры в пинбол, бильярд. Исключениями станут только воздушные шары, трёхколёсные велосипеды и ёлочные украшения.
Новый закон распространяется и на вновь производимые игрушки, и на уже существующие остатки на складах, которые будут продаваться после 1 марта 2025 года. Старт маркировки остатков планируется на 1 июня 2025 года, а его завершение - к 15 января 2026 года.
Как пользоваться кодом маркировки для проверки игрушки?
Чтобы воспользоваться кодом маркировки для проверки игрушки, нужно использовать мобильное приложение «Честного ЗНАКа». Для получения информации достаточно отсканировать этикетку камерой смартфона. Система маркировки проверит подлинность кода и соответствие игрушки заявленным характеристикам.
Плюсы маркировки детских игрушек для покупателя
Некоторые специалисты считают, что маркировка детских игрушек выгодна не только для производителей, но и для покупателей. Она имеет ряд вполне очевидных преимуществ:
-
Контроль качества и безопасности. Маркировка помогает покупателям проверить подлинность товара, узнать интересующую информацию до совершения покупки.
-
Соответствие требованиям и стандартам. С маркировкой достаточно просто определить наличие всех необходимых документов, сертификатов и прочего.
-
Возможность отслеживать логистическую цепочку. Покупатель может отследить путь товара от производителя до магазина. Это повышает доверие к продавцу.
-
Борьба с контрафактом. Маркировка становится основным инструментом в борьбе с контрафактным и некачественным товаром. Теперь один клик позволит узнать всю «правду» о товаре.
Минусы маркировки детских игрушек
Давайте рассмотрим, какие минусы для потребителей несёт это нововведение:
-
Повышение цены. Это, пожалуй, самое большое опасение как покупателей, так и некоторых экспертов, например, членов Союза прав потребителей. Это связано с необходимостью дополнительных денежных вложений в оборудование и программное обеспечение для работы с маркировкой. Все эти расходы непременно скажутся на итоговой стоимости игрушки, особенно на сегменте эконом, так как % надбавки на недорогие товары будет более очевиден. Повышение цены негативно отразится не только на кошельке покупателя, но и является минусом для производителя. Более высокая цена на товар может снизить конкурентоспособность товара, и как следствие – уменьшение объёма продаж.
-
Неэффективность. Подделывается абсолютно всё, и недобросовестные участники рынка не погнушаются такой возможностью в отношении маркировки детских товаров. Подделать цифровые метки, как уверяют специалисты, для нечестных продавцов не составит труда, как это произошло с бумажными марками и акцизами. Конечно, такой QR-код не считается приложением честного знака, но вряд ли остановит покупателя если стоимость и внешний вид товара его удовлетворит. А внедрение поэтапной маркировки и вовсе запутает потребителя, потому как он не следит за кодами, которые подлежат маркировке в данный период времени.
Рекомендации
Если же покупатель не доверяет маркировке детских товаров, или по какой-то причине не имеет возможности с её помощью проверить товар, предлагаем ряд рекомендаций, которые помогут выбрать безопасную, качественную игрушку:
-
Обращайте внимание на наличие упаковки и инструкции. Это не 100% гарантия избежать подделки, но всё же именно контрафактный товар нередко поставляется без фирменной упаковки и данных о производителе.
-
Отдавайте предпочтение игрушкам, выполненным из безопасных материалов. Преимущество будет у игрушек из дерева, текстиля, пищевого пластика у которого нет специфического запаха;
-
Оценивайте внешний вид игрушки. У неё не должно быть зазубрин, трещин. Швы должны быть ровными, без щелей, краска нанесена ровно и нигде не должна отслаиваться. Расцветка игрушки не должна быть чрезмерно яркой, раздражающей зрение. На игрушке не должно быть следов клея.
-
Используйте обоняние. Без малейших сомнений и колебаний отказывайтесь от покупки, если вы почувствовали химический или любой другой неприятный запах.
-
Если вы обнаружили плохо закреплённые детали, это тоже веский аргумент не приобретать игрушку.
И, конечно, выбирайте игрушку, соответствующую возрасту вашего ребёнка. Даже если малыш развит не по годам, не спешите предлагать ему изделие, предназначенное для ребят более старшего возраста. Всему своё время.
А что думаете вы, наши дорогие читатели? Как вы относитесь к введению обязательной маркировки для игрушек и прочих детских товаров? Планируете ли перед покупкой изучать информацию, сканируя код, или для вас достаточно видеть его наличие, что говорит вам о том, что товар качественный и проверенный? А может вы вовсе не обращаете внимания на подобные знаки качества? Делитесь своим мнением, присылайте свои комментарии и отзывы на электронный адрес: redaktor@i-igrushki.ru. Самые интересные из них мы обязательно опубликуем в нашем следующем номере.
- Комментарии