"Игры и Игрушки" №3-2015
Наборы для творчества
Лепить, клеить, рисовать, словом, делать что-то своими руками любит, пожалуй, каждый ребёнок. Да и родители только поддерживают такие занятия: ещё бы, дочка или сын развивают свои творческие способности. Давно уже доказано, что именно активное развитие творческих способностей детей с самого раннего возраста — залог гибкого нестандартного мышления и успехов в будущем. Но, далеко не всегда у взрослых хватает времени и сил на то, чтобы правильно организовать деятельность ребёнка. Тогда в ход идут готовые наборы для творчества
Желание творчески самовыразиться появляется у ребёнка далеко не сразу. Стремясь сформировать у детей потребность в самостоятельном поиске идей, необходимо тщательно продумывать организацию различных форм творческой деятельности, подбирать интересные темы, ставить конкретные задачи. Всё это даёт толчок детскому воображению, заставляет ребёнка думать о том, как задачу можно выполнить, то есть развивает творческое осмысление. Получается, для того, чтобы увлечь малыша, не дать интересу погаснуть, необходимо руководство взрослого. От родителей требуется подобрать, сформировать идею: «Мы с тобой сегодня будем…», привести аргументы, зачем это делается, подобрать и приготовить расходные материалы и направлять мысль и руки ребёнка в нужное русло. Согласитесь, это требует подготовки и времени. Далеко не все материалы можно легко найти, например, особую глину для лепки или пластичную замшу — фоамиран. Раз — родитель изготавливает с малышом поделки из шишек, два — рисует куклу и разные наряды к ней, три — предлагает сделать из бисера стрекозу, четыре — идёт в магазин за готовым набором для творчества. Там идея уже придумана, и идей этих несчётное множество. И материалы в нужном количестве в коробке. И пошаговая инструкция, что и как делать.
Действительно, готовые наборы для творчества — игрушка очень удобная и полезная. К счастью, производители предлагают подобные наборы на любой вкус, кошелёк, возраст и пол ребёнка! Такое разнообразие даёт возможность ребёнку попробовать себя в массе интересных прикладных искусств, начиная от традиционного выжигания по дереву и гравюры до росписи керамики и создания игрушки из изолона! Зачастую родители и сами не знают о существовании многих творческих техник, да и не каждый взрослый может похвастаться разнообразием идей для детского творчества. А ребёнок, как известно не терпит единообразия.
Говорить о пользе творческих наборов можно долго. Работа с различными материалами благотворно влияет на мелкую моторику ребёнка. Этапы создания творческой работы учат логически мыслить, намечать для себя постепенный план действий: «сначала сделаю то, а уже после вот это». Любая творческая работа предполагает в конце какой-то итог: изделие или картину. А значит, весь процесс создания учит малыша доводить дело до конца, развивает в нём целеустремлённость. С помощью таких игровых наборов незаметно формируется положительное отношение к труду. Ведь любому ребёнку будет приятно держать в руках плоды своего труда.
Работа с уже готовыми наборами для творчества ничуть не умаляет всех этих достоинств. Однако давайте заглянем глубже. Глубинной целью творческой работы, по сути, является создание чего-то своего, уникального. Бесспорно, что каждый ребёнок совершенно индивидуален и видит мир особо, по-своему. Вот именно это индивидуальное виденье мира и нужно развивать в ребёнке, учить малыша его использовать и реализовывать в нечто материальное. Приведу наглядный пример: мама с малышом одновременно лепят из пластилина ёлочку. Ребёнок ещё маленький, поэтому взрослый пошагово руководит всем процессом. В итоге у мамы получается своя ёлочка, у ребёнка — своя. И не обязательно «кривоватость» его поделки объясняется просто неумением её выполнить, скорее всего, малыш скажет: «Мне так больше нравится». В раннем возрасте взрослый задаёт тему для творчества, а ребёнок уже на неё размышляет и что-то делает. А ребят постарше нужно учить самостоятельно видеть идеи и сюжеты. Разложите перед ребёнком разноцветную бумагу, ножницы, клей, разнообразные мелкие предметы. Пусть он сам решит, что будет делать. Именно эта произвольность творческого процесса даёт наиболее сильный толчок к развитию.
В связи с этим встаёт другая проблема: а дают ли готовые наборы для творчества эту самую свободу творчества? В таких наборах задача уже чётко поставлена, и из материалов для мягкой игрушки-слоника уже не сделаешь солнышко. Постоянно пользуясь готовыми наборами, ребёнок просто не нуждается в развитии собственной фантазии, ходи только среди полок с чужими идеями и выбирай, какая красочнее. Дочка 6-ти лет, одной моей знакомой, неизменно теряется, когда её просят что-нибудь нарисовать. Ребёнок берёт чистый лист бумаги, разноцветные карандаши, а потом подходит и спрашивает: «А что рисовать?». Ей отвечают: «Ну, что-нибудь: деревню, кастрюлю, звёздочки, ёлку». Девочка всегда выбирает что-то из перечисленного и изображает. Но зато, как мастерски она работает по шаблону и схеме. С очередным творческим набором справляется на раз-два. Несомненно, и эти навыки очень важны и очень даже пригодятся в школьной жизни. Но, а как же творчество? Разве родители хотят, чтобы их ребёнок был только исполнителем чужой мысли, человеком без полёта мысли, без фантазии? Получается, что готовые наборы для творчества вредны, раз они тормозят это направление развития ребёнка?
Но не всё так однозначно. Во-первых, снижение творческого потенциала происходит только при постоянном использовании наборов, когда ребёнок просто не допускает мысли, что можно взять отдельно ткань с нитками и сшить кукле наряд. Согласитесь, вряд ли такие крайности бывают. Кроме того, набор набору рознь. Есть те, что не оставляют простора для самостоятельного творчества ребёнка. Однако большинство всегда имеет вариативность. Например, наборы для творчества из бисера и пайеток «Цветы Семирамиды». Ребёнок, нанизывая элементы на проволоку, формирует цветки или листья, которые затем, собираясь все вместе, превращаются в дерево или букет. Да, цветовая гамма изделия уже задана производителем: в наборе определённое количество бисерин тех или иных цветов, соответственно схеме. Но сами цветки и всё изделие в целом формирует сам ребёнок. Он может сплести стебельки между собой, может распределить их редко друг от друга, наклонить в сторону — его работа в любом случае будет уникальной.
Во-вторых, не следует сбрасывать со счетов, что далеко не каждый талантлив именно в творчестве. Возможно, ваш ребёнок феерически играет в футбол, умеет видеть поэзию в стройности математики или волшебно танцует, а создавать что-то руками ему удаётся плохо. Но при всём этом он, конечно же, должен иметь представление о разных видах творческой деятельности, попробовать себя в них. А если творческая мысль не работает, придумать не удаётся? Естественно ребёнок потеряет всякий интерес и к бумаге, и к фетру, и к аппликации. В таких случаях готовые творческие наборы также — отличная возможность расширить общее развитие ребёнка и его опыт.
Как и при выборе любой другой игрушки, подбирая творческий набор, родители должны обратить внимание на его качество и безопасность. Не стоит пугаться маркировки «Сделано в Китае», на сегодняшний день даже крупнейшие зарубежные производители переводят производства в эту страну, чтобы удешевить продукцию. Старайтесь выбирать наборы производителей с широким ассортиментом товаром. Если вас устроит качество материалов, можно будет смело покупать набор другого плана этой же фирмы. Обязательно ищите на упаковке коробки возрастную маркировку.
Играть или не играть с готовыми наборами для творчества? Чего в них больше пользы или вреда? Мы надеемся, что каждый родитель найдёт свои ответы на эти вопросы. В любом случае, без помощи взрослого, без его активного участия в творческом процессе, без его личного примера вряд ли удастся привить ребёнку интерес и любовь к творческой деятельности. Всё начинается с вас, дорогие родители.
Мы будем рады услышать ваши мнения по затронутой теме. Поделитесь с редакцией и другими читателями вашими мыслями по поводу готовых творческих наборов: используете ли вы их, интересуется ли подобными игрушками сам ребёнок, как развиваете творческое мышление, играя с ними? Как обычно, мы ждём ваши отзывы на электронный адрес издательства redaktor@i-igrushki.ru. Самые интересные суждения будут опубликованы в следующем номере
Желание творчески самовыразиться появляется у ребёнка далеко не сразу. Стремясь сформировать у детей потребность в самостоятельном поиске идей, необходимо тщательно продумывать организацию различных форм творческой деятельности, подбирать интересные темы, ставить конкретные задачи. Всё это даёт толчок детскому воображению, заставляет ребёнка думать о том, как задачу можно выполнить, то есть развивает творческое осмысление. Получается, для того, чтобы увлечь малыша, не дать интересу погаснуть, необходимо руководство взрослого. От родителей требуется подобрать, сформировать идею: «Мы с тобой сегодня будем…», привести аргументы, зачем это делается, подобрать и приготовить расходные материалы и направлять мысль и руки ребёнка в нужное русло. Согласитесь, это требует подготовки и времени. Далеко не все материалы можно легко найти, например, особую глину для лепки или пластичную замшу — фоамиран. Раз — родитель изготавливает с малышом поделки из шишек, два — рисует куклу и разные наряды к ней, три — предлагает сделать из бисера стрекозу, четыре — идёт в магазин за готовым набором для творчества. Там идея уже придумана, и идей этих несчётное множество. И материалы в нужном количестве в коробке. И пошаговая инструкция, что и как делать.
Действительно, готовые наборы для творчества — игрушка очень удобная и полезная. К счастью, производители предлагают подобные наборы на любой вкус, кошелёк, возраст и пол ребёнка! Такое разнообразие даёт возможность ребёнку попробовать себя в массе интересных прикладных искусств, начиная от традиционного выжигания по дереву и гравюры до росписи керамики и создания игрушки из изолона! Зачастую родители и сами не знают о существовании многих творческих техник, да и не каждый взрослый может похвастаться разнообразием идей для детского творчества. А ребёнок, как известно не терпит единообразия.
Говорить о пользе творческих наборов можно долго. Работа с различными материалами благотворно влияет на мелкую моторику ребёнка. Этапы создания творческой работы учат логически мыслить, намечать для себя постепенный план действий: «сначала сделаю то, а уже после вот это». Любая творческая работа предполагает в конце какой-то итог: изделие или картину. А значит, весь процесс создания учит малыша доводить дело до конца, развивает в нём целеустремлённость. С помощью таких игровых наборов незаметно формируется положительное отношение к труду. Ведь любому ребёнку будет приятно держать в руках плоды своего труда.
Работа с уже готовыми наборами для творчества ничуть не умаляет всех этих достоинств. Однако давайте заглянем глубже. Глубинной целью творческой работы, по сути, является создание чего-то своего, уникального. Бесспорно, что каждый ребёнок совершенно индивидуален и видит мир особо, по-своему. Вот именно это индивидуальное виденье мира и нужно развивать в ребёнке, учить малыша его использовать и реализовывать в нечто материальное. Приведу наглядный пример: мама с малышом одновременно лепят из пластилина ёлочку. Ребёнок ещё маленький, поэтому взрослый пошагово руководит всем процессом. В итоге у мамы получается своя ёлочка, у ребёнка — своя. И не обязательно «кривоватость» его поделки объясняется просто неумением её выполнить, скорее всего, малыш скажет: «Мне так больше нравится». В раннем возрасте взрослый задаёт тему для творчества, а ребёнок уже на неё размышляет и что-то делает. А ребят постарше нужно учить самостоятельно видеть идеи и сюжеты. Разложите перед ребёнком разноцветную бумагу, ножницы, клей, разнообразные мелкие предметы. Пусть он сам решит, что будет делать. Именно эта произвольность творческого процесса даёт наиболее сильный толчок к развитию.
В связи с этим встаёт другая проблема: а дают ли готовые наборы для творчества эту самую свободу творчества? В таких наборах задача уже чётко поставлена, и из материалов для мягкой игрушки-слоника уже не сделаешь солнышко. Постоянно пользуясь готовыми наборами, ребёнок просто не нуждается в развитии собственной фантазии, ходи только среди полок с чужими идеями и выбирай, какая красочнее. Дочка 6-ти лет, одной моей знакомой, неизменно теряется, когда её просят что-нибудь нарисовать. Ребёнок берёт чистый лист бумаги, разноцветные карандаши, а потом подходит и спрашивает: «А что рисовать?». Ей отвечают: «Ну, что-нибудь: деревню, кастрюлю, звёздочки, ёлку». Девочка всегда выбирает что-то из перечисленного и изображает. Но зато, как мастерски она работает по шаблону и схеме. С очередным творческим набором справляется на раз-два. Несомненно, и эти навыки очень важны и очень даже пригодятся в школьной жизни. Но, а как же творчество? Разве родители хотят, чтобы их ребёнок был только исполнителем чужой мысли, человеком без полёта мысли, без фантазии? Получается, что готовые наборы для творчества вредны, раз они тормозят это направление развития ребёнка?
Но не всё так однозначно. Во-первых, снижение творческого потенциала происходит только при постоянном использовании наборов, когда ребёнок просто не допускает мысли, что можно взять отдельно ткань с нитками и сшить кукле наряд. Согласитесь, вряд ли такие крайности бывают. Кроме того, набор набору рознь. Есть те, что не оставляют простора для самостоятельного творчества ребёнка. Однако большинство всегда имеет вариативность. Например, наборы для творчества из бисера и пайеток «Цветы Семирамиды». Ребёнок, нанизывая элементы на проволоку, формирует цветки или листья, которые затем, собираясь все вместе, превращаются в дерево или букет. Да, цветовая гамма изделия уже задана производителем: в наборе определённое количество бисерин тех или иных цветов, соответственно схеме. Но сами цветки и всё изделие в целом формирует сам ребёнок. Он может сплести стебельки между собой, может распределить их редко друг от друга, наклонить в сторону — его работа в любом случае будет уникальной.
Во-вторых, не следует сбрасывать со счетов, что далеко не каждый талантлив именно в творчестве. Возможно, ваш ребёнок феерически играет в футбол, умеет видеть поэзию в стройности математики или волшебно танцует, а создавать что-то руками ему удаётся плохо. Но при всём этом он, конечно же, должен иметь представление о разных видах творческой деятельности, попробовать себя в них. А если творческая мысль не работает, придумать не удаётся? Естественно ребёнок потеряет всякий интерес и к бумаге, и к фетру, и к аппликации. В таких случаях готовые творческие наборы также — отличная возможность расширить общее развитие ребёнка и его опыт.
Как и при выборе любой другой игрушки, подбирая творческий набор, родители должны обратить внимание на его качество и безопасность. Не стоит пугаться маркировки «Сделано в Китае», на сегодняшний день даже крупнейшие зарубежные производители переводят производства в эту страну, чтобы удешевить продукцию. Старайтесь выбирать наборы производителей с широким ассортиментом товаром. Если вас устроит качество материалов, можно будет смело покупать набор другого плана этой же фирмы. Обязательно ищите на упаковке коробки возрастную маркировку.
Играть или не играть с готовыми наборами для творчества? Чего в них больше пользы или вреда? Мы надеемся, что каждый родитель найдёт свои ответы на эти вопросы. В любом случае, без помощи взрослого, без его активного участия в творческом процессе, без его личного примера вряд ли удастся привить ребёнку интерес и любовь к творческой деятельности. Всё начинается с вас, дорогие родители.
Мы будем рады услышать ваши мнения по затронутой теме. Поделитесь с редакцией и другими читателями вашими мыслями по поводу готовых творческих наборов: используете ли вы их, интересуется ли подобными игрушками сам ребёнок, как развиваете творческое мышление, играя с ними? Как обычно, мы ждём ваши отзывы на электронный адрес издательства redaktor@i-igrushki.ru. Самые интересные суждения будут опубликованы в следующем номере
Екатерина Ушакова, выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- Речевые игры Татьяны Барчан
- Комната: одна на двоих
- Звёздные родители Голливуда
- Праздник в жизни ребёнка!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку