"Игры и Игрушки" №3-2015
Всемирная история в пластилине
Развитие мелкой моторики крайне полезно для детей — это установленный факт. Работа с пластилином как нельзя лучше подходит для этого процесса. Этот факт тоже давно известен педагогам. И, казалось бы, зачем взрослым браться за пластилин?..
![Всемирная история в пластилине Всемирная история в пластилине](/upload/medialibrary/906/iv207z5z1mzuur2geirubgdrbz7r3vms.jpg)
Например, для того, чтобы из пластилина создать миниатюрную фигурку. Да не просто человечка. А определённой исторического персонажа, конкретной эпохи, со всевозможными мелкими атрибутами и потрясающей детализацией. Именно такие взрослые работы из «детского пластилина» собраны в частном семейном музее в московском Измайловском Кремле. Основу его составили работы двух мастеров-любителей, Ростислава Олюнина и Андрея Миллера, сделанные около 50 лет назад из обычного «детского» цветного пластилина. Мы побеседовали с наследником одного из авторов миниатюр Сергеем Олюниным, который как раз и показал широкой публике эти удивительные шедевры.
— Как таковой сквозной идеи у коллекции никогда не было. Два автора её нынешних экспонатов лепили то, что хотелось именно теперь, не думая ни о каком хронологическом порядке их, и уж тем более не предполагая, что когда-нибудь их работы встанут на музейных витринах. Музей же предполагает некоторый порядок. Расставив фигуры по эпохам и встретив первых посетителей, мы с женой Ириной увидели в нашей коллекции до той поры неведомый потенциал. На её основе можно давать лекции по истории, оживляя сухой материал портретами персон, протягивая нити от одного к другому. Строить сюжет рассказа не на датах, а на людях, их страстях и поступках. Рассказывать о материальной культуре эпох, насытив историю деталями быта – курьёзными и трагическими. Все работы нашего музея – результат хобби. Поэтому говорить о сроках изготовления каждой фигуры довольно трудно. В среднем (очень приблизительно) на одну фигуру уходило от трёх недель до месяца. Опять же сроки во многом зависят от технической задачи – часто мастерам приходилось ломать голову над тем, как именно сделать нечто новое – золотое тиснение на коже колета, полу ниспадающего складками плаща, корону…
![P1070370 copy.jpg P1070370 copy.jpg](/upload/medialibrary/4cf/jcvmuv9zfco2tbs72aeqnupx7832xes7.jpg)
Конечно, идея миниатюры рождается задолго до того, как автор «дорвётся» до пластилина. А потому у каждой миниатюры есть особенная история. Нельзя садиться за работу, не имея к своему будущему герою ни каких чувств. И чем они богаче, тем работа выходит лучше. Новый герой должен полностью захватить мысли, оформится в голове не только своим портретом, но и нравом, обстоятельствами, судьбой. Прежде чем скатать жёлудь (что является первым шагом в работе над головой человека), надо собрать множество изобразительного материала – в первую очередь для портрета. А после и для костюма персонажа – ведь каждая фигура в нашей коллекции одета в строгом соответствии с эпохой и ситуацией, которую её решил поставить мастер. И Олюнин, и Миллер уделяли огромное внимание аутентичности костюма. Часами просиживали в театральной библиотеке, перерисовывая на кальку иллюстрации из редких (в основном западных и наших дореволюционных) книг по истории костюма.
В настоящее время коллекция тоже пополняется. Мы стараемся отыскать работы, которые удовлетворяли бы трём нехитрым условиям: были бы сделаны из пластилина, их авторами являлись бы непрофессионалы, и темой была бы история. Но подобных мастеров, увы, очень и очень мало. На сегодняшний день нам удалось получить работы только двоих авторов. Но как говорится: мал золотник, да дорог – работы очень интересные, всё в неповторимой манере. Главным источником расширения коллекции являюсь я сам. Правда, тема у меня довольно узкая – Белое движение, однако работы там непочатый край. Этот слой нашей истории почти неизвестен публике, и оттого вызывает большой интерес. Увидев изначально образовательный потенциал коллекции, мы подготовили целый ряд тематических лекций для разных возрастов и интересов: «Древний мир», «Средневековье», «Эпоха религиозных войн», «XIX век», «История в деталях» (о материальной культуре на основе фигур из коллекции), «Как это делалось?» (технические секреты мастеров, создавших миниатюры), «Любовь в веках» (романтические истории наших «героев»), «Белое движение».
![EX1G6410.jpg EX1G6410.jpg](/upload/medialibrary/83e/q85jgj10qxwvbi52x9lkgyrmgrlcmc0o.jpg)
А самым массовым нашим мероприятием являются мастер-классы по лепке из… марципана. Из пластилина дети лепить не хотят – тяжело. А вот марципан – пластичный, позитивный и, главное, вкусный. Этот «материал» покорил детские сердца. Мы делаем композиции в виде барельефов, на которых ручками дети лепят центральный «образ», а все украшательства делают с помощью всевозможных штампов.
Интересные места с удивительной историей притягивают детей и взрослых как магнитом. Попробуйте и вы создать свой пластилиновый шедевр, кто знает, может быть, именно с него начнётся ваша неповторимая коллекция.
![Всемирная история в пластилине Всемирная история в пластилине](/upload/medialibrary/906/iv207z5z1mzuur2geirubgdrbz7r3vms.jpg)
Например, для того, чтобы из пластилина создать миниатюрную фигурку. Да не просто человечка. А определённой исторического персонажа, конкретной эпохи, со всевозможными мелкими атрибутами и потрясающей детализацией. Именно такие взрослые работы из «детского пластилина» собраны в частном семейном музее в московском Измайловском Кремле. Основу его составили работы двух мастеров-любителей, Ростислава Олюнина и Андрея Миллера, сделанные около 50 лет назад из обычного «детского» цветного пластилина. Мы побеседовали с наследником одного из авторов миниатюр Сергеем Олюниным, который как раз и показал широкой публике эти удивительные шедевры.
— Как таковой сквозной идеи у коллекции никогда не было. Два автора её нынешних экспонатов лепили то, что хотелось именно теперь, не думая ни о каком хронологическом порядке их, и уж тем более не предполагая, что когда-нибудь их работы встанут на музейных витринах. Музей же предполагает некоторый порядок. Расставив фигуры по эпохам и встретив первых посетителей, мы с женой Ириной увидели в нашей коллекции до той поры неведомый потенциал. На её основе можно давать лекции по истории, оживляя сухой материал портретами персон, протягивая нити от одного к другому. Строить сюжет рассказа не на датах, а на людях, их страстях и поступках. Рассказывать о материальной культуре эпох, насытив историю деталями быта – курьёзными и трагическими. Все работы нашего музея – результат хобби. Поэтому говорить о сроках изготовления каждой фигуры довольно трудно. В среднем (очень приблизительно) на одну фигуру уходило от трёх недель до месяца. Опять же сроки во многом зависят от технической задачи – часто мастерам приходилось ломать голову над тем, как именно сделать нечто новое – золотое тиснение на коже колета, полу ниспадающего складками плаща, корону…
![P1070370 copy.jpg P1070370 copy.jpg](/upload/medialibrary/4cf/jcvmuv9zfco2tbs72aeqnupx7832xes7.jpg)
Конечно, идея миниатюры рождается задолго до того, как автор «дорвётся» до пластилина. А потому у каждой миниатюры есть особенная история. Нельзя садиться за работу, не имея к своему будущему герою ни каких чувств. И чем они богаче, тем работа выходит лучше. Новый герой должен полностью захватить мысли, оформится в голове не только своим портретом, но и нравом, обстоятельствами, судьбой. Прежде чем скатать жёлудь (что является первым шагом в работе над головой человека), надо собрать множество изобразительного материала – в первую очередь для портрета. А после и для костюма персонажа – ведь каждая фигура в нашей коллекции одета в строгом соответствии с эпохой и ситуацией, которую её решил поставить мастер. И Олюнин, и Миллер уделяли огромное внимание аутентичности костюма. Часами просиживали в театральной библиотеке, перерисовывая на кальку иллюстрации из редких (в основном западных и наших дореволюционных) книг по истории костюма.
В настоящее время коллекция тоже пополняется. Мы стараемся отыскать работы, которые удовлетворяли бы трём нехитрым условиям: были бы сделаны из пластилина, их авторами являлись бы непрофессионалы, и темой была бы история. Но подобных мастеров, увы, очень и очень мало. На сегодняшний день нам удалось получить работы только двоих авторов. Но как говорится: мал золотник, да дорог – работы очень интересные, всё в неповторимой манере. Главным источником расширения коллекции являюсь я сам. Правда, тема у меня довольно узкая – Белое движение, однако работы там непочатый край. Этот слой нашей истории почти неизвестен публике, и оттого вызывает большой интерес. Увидев изначально образовательный потенциал коллекции, мы подготовили целый ряд тематических лекций для разных возрастов и интересов: «Древний мир», «Средневековье», «Эпоха религиозных войн», «XIX век», «История в деталях» (о материальной культуре на основе фигур из коллекции), «Как это делалось?» (технические секреты мастеров, создавших миниатюры), «Любовь в веках» (романтические истории наших «героев»), «Белое движение».
![EX1G6410.jpg EX1G6410.jpg](/upload/medialibrary/83e/q85jgj10qxwvbi52x9lkgyrmgrlcmc0o.jpg)
А самым массовым нашим мероприятием являются мастер-классы по лепке из… марципана. Из пластилина дети лепить не хотят – тяжело. А вот марципан – пластичный, позитивный и, главное, вкусный. Этот «материал» покорил детские сердца. Мы делаем композиции в виде барельефов, на которых ручками дети лепят центральный «образ», а все украшательства делают с помощью всевозможных штампов.
Интересные места с удивительной историей притягивают детей и взрослых как магнитом. Попробуйте и вы создать свой пластилиновый шедевр, кто знает, может быть, именно с него начнётся ваша неповторимая коллекция.
Екатерина Ушакова, выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку