"Игры и Игрушки" №3-2024
Любить детей и думать о мире, который мы для них создаём
Сегодня у нас в гостях Марк Вайнапель, разработчик и производитель развивающих подвижных игр, директор российской компании «ВЭЙТОЙ». Обучение в движении – целое направление, помогающее детям развиваться правильно, гармонично и интересно!
– Здравствуйте, Марк Львович! Благодарим Вас за готовность уделить немного своего времени читателям нашего журнала. Расскажите, где Вы родились и выросли, каким было ваше детство?
– Родился я на Урале, в городе Златоуст, где потрясающей красоты природа, чего, к сожалению, не скажешь сейчас о самом городе. Там же я и вырос. Оттуда ушёл в армию и вернулся, там закончил институт. Уехал я из Златоуста более 30 лет назад. Недавно был там по весьма печальному поводу, и не узнал некоторых своих однокурсников. Постарели что-то. Лет 30 не видел некоторых.
В детстве я увлекался всем понемногу: и спортом, и в хоре пел, и на гитаре играл. Всегда был командиром какого-нибудь пионерского отряда в школе или в пионерском лагере. Ну, и какие ещё в нашем детстве, в 70-е годы прошлого века, были увлечения – гулять с ребятами во дворе, книги читать, мечтать сделать микро-мотоцикл с мотором… Да, и ещё: то траву надо было собрать и принести в школу, то макулатуру, самое интересное и весёлое – это конечно было металлолом в старших классах искать и сдавать.
– Посещали ли Вы в детстве какие-либо кружки или секции?
– Я ходил в лыжную школу. В старших классах любил играть в баскетбол, бегал всевозможные городские эстафеты. А уже потом, когда я вернулся в Златоуст из армии, я научился кататься на горных лыжах и стал фанатом этого вида спорта. В то время горные лыжи ещё не были широко распространены. Не было нормальных подъёмников, был такой, от которого современные горнолыжники бы в обморок упали, на нём надо было цепляться крючком за движущийся стальной трос, снаряжения специального тоже не было. Но в Златоусте была спортшкола, и мой друг-горнолыжник приобщил нас с друзьями к этому виду спорта. Позже открылись горнолыжные курорты в Абзаково и Трехгорном, потом стало доступно ездить в Альпы, а это же «шикарный вид» и атмосфера необыкновенная.
Вот дети мои, они уже совсем по-другому занимаются спортом. И когда им на купальники мама пришивает герб Москвы, когда они надевают олимпийки с надписью на спине «Москва», то меня конечно гордость распирает. Когда дочь в 12 лет стала Кандидатом в мастера спорта, я сказал ей: «Ты крутая! Я в твоем возрасте даже об этом не мечтал». Второй взрослый, вот был предел мечтаний. Может зря не мечтал? Надо было мечтать!
– Были ли у Вас любимые игрушки?
– Я плохо помню свои детские игрушки. Помню мишку плюшевого, но это совсем в раннем детстве. Даже не помню, какие игрушки были у нас в детском саду. Может их там не было? Были карандаши, и мы часто рисовали. Когда я рисовал самолёт, я ждал, что вечером папа придёт за мной и нарисует звёздочки на крыльях. Вот это я помню. Помню, как я играл главную роль в «Сказке о царе Салтане». Всем «боярам» из этой сказки мамы сшили роскошные наряды, отороченные мехом. А у меня – «царя», не было такого наряда, так как моя мама работала в школе и у неё не было времени шить костюмы (уроки, тетради, внеклассная работа). У кого мамы были учителями, меня поймут. Поэтому костюм мне выдали в детском саду.
– Расскажите немного о своей семье. Сколько у вас детей, какой возраст, чем увлекаются?
– У меня три дочери. Старшая учится за границей в университете. Младшие – двойняшки, школьницы, подростки.
– А какие игрушки были у Ваших детей?
– У старшей дочери было много игрушек. Она любила играть с Барби и Кеном. «И они поженились» – заканчивалась обычно игра. Я научил её играть так, как будто игрушки одушевлённые. А младшие дети, к которым огромный мешок игрушек перешёл по наследству, с ними вообще не играли. У них было гимнастическое бревно поперёк комнаты, и они играли в тренера и тренировки. Закатывали рукава олимпийки и строгим голосом, немного грубовато, отдавали команды. С четырёх лет они занимались спортивной гимнастикой.
– Ваши дети занимаются спортом, это был Ваш выбор или желание детей?
– Началось всё с того, что нам не давали место в детском саду, несмотря на то, что дети родились в Москве. Мы давно здесь жили и работали, но у нас не было постоянной прописки. Хотя я слышал со всех трибун: «Все дети в Москве обеспечены местами в детских садах». Надо было детей чем-то занять. Гулять каждый день в парке уже поднадоело. А недалеко от дома была секция спортивной гимнастики, поэтому выбор пал на неё. Детям понравилось. Позже они участвовали в Первенстве Москвы. Их тренером была Олимпийская чемпионка Елена Михайловна Замолодчикова. Потом, во время пандемии ковида, спортшкола закрылась. Пришлось опять искать что-то, так как дети уже без спорта не представляли свою жизнь. Жизнь без спорта стала просто мучением для них. Нашли частный клуб по батутному спорту (в Москве ведь ещё важно, чтобы было рядом). Вначале их не хотели брать, разряда нет, уже 10 лет… Но взяли. Уже через полгода Ева выиграла Кубок Москвы. Позже они стали выступать за сборную Москвы на Первенствах России. Мы ездили вместе в Ярославль, в Сочи. Когда я вижу на соревнованиях много детей со всей страны, и у каждого на спине название его региона, думаю – вот оно, настоящее воспитание патриотизма.
– Обсуждаете ли вы в своей семье игры, которые разрабатываете? Принимают ли участие в тестировании новых игр Ваши девочки?
– Да, было так, что идея игр исходила от детей. Старшая дочь придумала игровую механику для игры «Хранимиры. Большой пожар». Ну а самая первая игра, и вообще этот вид нашей деятельности, появились благодаря нашим детям. Мы хотели такую игру (напольную, подвижную) для них. Но оказалось, что никто в мире не производит такого. Были подвижные игры для физкультуры и спорта, а уж если речь шла об обучении, то будьте добры: садитесь, спинку ровно, ручки на коленочки… (смеётся). И мы сделали игру, объединяющую в себе и образовательные возможности, и возможность свободно двигаться, общаться, работать в командах. А тестировать – нет, дети наши выросли из этого возраста, а мы продолжили выпускать игры для дошкольников, для детских садов. Но у меня есть один принцип: всегда делать только такую продукцию, которую я бы желал видеть у своих детей. Иногда, стоя перед полкой с играми в каком-нибудь детском мире, я удивляюсь, видя игры ведущих мировых брендов. Кто, думаю, додумался такое для детей создать? Нет, мы для оглупления детей никогда не будем производить ничего, как бы это не было весело или смешно при использовании, или прибыльно для производителя.
С того момента, как мы начали производить игры, я глубоко погрузился в тему влияния двигательной активности на умственную работоспособность, на здоровье, на эмоции детей. Прочитал много литературы, много общался с учёными-физиологами, мы сотрудничаем в ведущими отраслевыми институтами. Студенты пишут дипломные магистерские работы на тему «влияние двигательной активности на умственную работоспособность», например. Я сам очень много выступал на различных конференциях рассказывая про предлагаемый нами подход «Обучение в движении».
– А как педагоги отнеслись к Вашему принципу обучения детей в движении?
– Когда мы только предложили педагогическому сообществу принцип «Обучение в движении», он вызвал много противоречий и порой даже агрессии. «Вы же на устои покусились» - сказала мне в шутку один известный преподаватель и автор книг про современный детский сад.
«Так нельзя обучать детей», «Они не подготовятся в школе», «А кто с ними в школе будет играть и ползать по полу», «Может ещё с ножницами в движении?» … Что только не приходилось слышать и читать нам в свой адрес. А знаете почему этот принцип выжил, пробился, распространился по России и за её пределами? Потому что дети счастливы, когда им дают возможность не быть «зафиксированными на стуле», а свободно двигаться. Наши игры используют тысячи педагогов. Они рассказывают об этом на своих страницах соцсетях, выступают на методических объединениях и конференциях, на профессиональных конкурсах. Педагоги стали проводниками наших идей. И знаете, что я считаю нашим самым большим достижением? То, что нам удалось создать продукт, который вдохновляет педагогов в детских садах. Должно же их что-то вдохновлять, не зарплата же (смеется).
– Назовите самую популярную Вашу игру?
– Нашей самой популярной игрой, с самого начала деятельности с 2015 года, является игра «Форма цвет размер», та самая, которая признана Лучшим учебным пособием в России (победитель Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок»). Она универсальна и позволяет педагогу решать массу образовательных задач. Но и наши новые игры, например, Танграм, пользуются очень большим спросом и популярностью. А вот игры для экологического воспитания «Хранимиры», созданные по мотивам одноимённого фэнтэзи для детей (автор Е. Журек), к сожалению, не обрели популярность, и мы прекратили их выпуск.
– Почему Вы решили связать свою жизнь с разработкой и производством игр для детей?
– Ответ может показаться несколько пафосным, но дело было именно так. Мы поняли, что у нас есть возможность оставить что-то после себя. Дать родителям и педагогам то, чего раньше не было. Чтобы организовать производство игр, после того как мы получили первый Патент, я уволился из золотодобывающего холдинга. Хотелось чего-то большего, чем просто благополучие. Хотя риск был. Совершенно новая сфера. Но моя жена поддержала меня в этом.
– Как Вы проводите свободное время?
– Люблю играть в большой теннис с детьми, люблю путешествовать по разным странам (но боюсь, что с этим теперь сложно), горные лыжи любил, но как-то это в прошлом осталось, готовить на огне мясо, сериалы люблю смотреть и книги умные читать.
– Какие у Вас есть планы, или может быть мечты?
– В этом году я осуществил одну свою мечту. Я записался в музыкальную школу. Представляете, в 55 лет? Я учусь играть на ударной установке и получаю такое необыкновенное удовольствие! Помню этот звук бум-бум от бас-барабана, который отдаётся в груди, ещё с детства. Шутил с друзьями, что в метро буду играть, когда подучусь. Но, похоже, что перепрыгнул этот этап, так как договорился с приятелем, у которого свой ресторан, что поставлю установку к нему и буду репетировать, когда нет людей. Для начала.))
А в моих рабочих планах - выпустить ещё несколько продуктов, которые будут прямо «Вау»!
− Назовите несколько игрушек, которые, по Вашему мнению, обязательно должны быть у каждого ребёнка.
–Ну, это конечно игра VAY TOY, хотя бы одна (им же надо учиться, получая удовольствие). Ну и остальное то, к чему у них лежит душа. Кому, что нравится. Что они любят. Главное, чтобы они сами понимали, чего хотят. Ну и ещё для старших дошкольников – игру «Денежный поток для детей» Роберта Кийосаки, играть дома с родителями, чтобы им голову не забивали на тему финансовой грамотности в детском саду.
– Что бы Вы пожелали нашим читателям?
– Читателям журнала я желаю верить в себя, действовать и добиваться того, чего они хотят. Любить детей и думать о том мире, который мы для них создаём, в котором нашим детям придётся жить. Пусть они живут в мире добром, справедливом, честном и радостном.
Рекомендуем почитать
- Интерактивные развивающие комплексы
- Итоги второго этапа Всероссийского конкурса – 2017
- Модернизация образования - лучшая инвестиция в будущее страны!
- Давай выучим стихотворение!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии