"Игры и Игрушки" №3-2024
Как ребёнку влиться в новый коллектив?
Лето – пора, когда дети отдыхали от школы, позади. С приходом осени ребята возвращаются за свои парты, чтобы снова приступить к учёбе. Но бывает так, что ребёнок с новым учебным годом вынужден идти в новую школу, новый класс. Родители переживают, как помочь своему чаду влиться в новый коллектив, чтобы учёба была для ребёнка в радость
Адаптация – неотъемлемая часть при смене любого образовательного учреждения, будь то сад, школа, училище и прочее. Взрослые понимают, что это серьёзное испытание для ребёнка любого возраста, потому стремятся как-то подготовить и поддержать ребёнка в этот непростой период его жизни. Но как же сделать это правильно и эффективно?
Стресс жизненных перемен
В каждом коллективе, будь то школьный класс или дошкольная группа, есть свои правила и традиции, своя атмосфера. Ребёнок, попадая в новую, непривычную для него обстановку, так или иначе, сталкивается со стрессом. Перемена окружения, когда вокруг тебя совершенно незнакомые дети, воспитатели или учителя, да и само помещение, вызывает тревогу и неуверенность. Если переход в новую школу или детский сад связан с переездом и сменой места жительства, тревога ребёнка увеличивается вдвойне, этому способствует множество перемен за короткий промежуток времени. Ребёнку приходится учиться в стрессовой обстановке, чтобы не отстать от школьной программы, а это тоже является причиной эмоционального напряжения.
Но есть и хорошая новость! Эксперты утверждают, что в случае, если ребёнок чувствовал себя некомфортно в предыдущем коллективе, его смена, наоборот, может пойти на пользу. Важно подчеркнуть – если ребёнок внешне не переживает о смене окружающей обстановки, это совсем не значит, что он не переживает стресс. Поэтому в любом случае поддержка близких людей, а именно родителей, очень важна. Взрослому необходимо научить ребёнка пережить состояние адаптации и справиться со стрессом.
Возрастные пороги
Психологи считают, что чем младше возраст ребёнка, тем проще он адаптируется к новому коллективу. В играх легче найти друзей по интересам, кроме того, все игры в дошкольных учреждениях организуются и регулируются взрослыми. У школьников же на первом плане – межличностное общение, поэтому в школе ребенку адаптироваться намного сложнее, и влиться в уже сформировавшийся коллектив – непросто.
А вот в старших классах у детей уже достаточно опыта в общении со сверстниками, есть наработанный навык, поэтому смена коллектива проходит быстрее и проще.
Вы можете задаться вопросом – а как же первоклассники? Когда ребёнок идёт в первый класс, ему там достаточно легко, так как все дети оказываются в равной ситуации – зарождение нового коллектива. Намного легче ребёнок чувствует себя, когда попадает в один класс с детьми, с которыми он знаком с детского сада или дружит во дворе. Подобная ситуация происходит и после 9 класса, когда некоторые дети переходят учиться в колледж. Те дети кто остаются учиться в 10 классе, становятся в начале формирования нового коллектива, и большинство детей оказываются в приблизительно равных социальных условиях. Такие периоды считаются самыми благоприятными для перевода ребёнка в новый класс или новую школу.
Как помочь ребёнку?
Большинство детей, равно как и взрослых, беспокоит именно неизвестность. Здесь очень важна поддержка родителя, который должен заранее проговорить с ребёнком все моменты, которые его настораживают. Найдите время, чтобы вместе с ребёнком прогуляться с до школы, выучить маршрут, при возможности зайти в здание, посмотреть, где находятся класс, туалет, буфет. Изучая новую обстановку, уровень тревоги ребёнка будет снижаться.
Познакомьтесь заранее с учителями, а также родителями новых одноклассников. Важно узнать о традициях и досуге класса, о дополнительных кружках в школе – всё это может вызвать положительный настрой. Регулярно напоминайте ребёнку, что даже если что-то не получится, в этом нет ничего страшного, вы всегда будете рядом.
Поговорите о друзьях из прежней школы, ведь ребёнок может тосковать по ним. Если вы объясните, что те ребята не перестанут быть друзьями, и есть много способов поддерживать общение, даже когда нет возможности встретиться лично, ребёнок не будет чувствовать себя одиноко. Стоит также объяснить, что новый коллектив – это всегда новые возможности для дружбы и общения.
Во время адаптации уделяйте ребёнку достаточно внимания, не давая ему грустить и унывать. Спрашивайте об успехах в школе, о его отношении к атмосфере класса, следите за его настроением. Ребёнок должен чувствовать в вас спокойствие, опору и поддержку.
Будьте готовым к снижению успеваемости, если речь идёт о школе. Не нужно требовать слишком многого в непростой адаптационный период, нужно время, чтобы привыкнуть к новым одноклассникам и манере преподавания новых учителей. При грамотной поддержке ребёнок легко привыкнет и быстро восстановит и улучшит свою успеваемость.
В норме адаптация может длиться от месяца до полугода. Если ребёнок не готов на разговор или находится в подавленном настроении – отвлеките его, проведите день с ребёнком там, где ему комфортно и интересно, положительные эмоции всегда пойдут на пользу.
Пусть адаптация пройдёт максимально быстро!
Ирина Гусарова, ст. воспитатель ГБОУ
Школа №2044, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Размышлялки
- Календарно-тематическое планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Весенний переполох
- Рост продаж игрушек по российским лицензиям
- Комментарии