"Игры и Игрушки" №3-2024
Интерактивные и живые существа
Большинство детей любят животных. Общение с ними приносит радость, заботу и развивает доброту, сострадание, ответственность. А если у родителей нет возможности приобрести живое существо, можно ли заменить его интерактивным питомцем? Приносят ли пользу игры с игрушечными животными?
По мере взросления малыша, становится очевидно его желание познавать всё, что находится вокруг. Ребёнок с восторгом наблюдает за пробегающей мимо собачкой или птицей, клюющей хлебные крошки в сквере. Постепенно дети начинают замечать других людей и понимать, что помимо папы и мамы есть сверстники, с которыми можно дружить, общаться, учатся выстраивать отношения.
Животные привлекают ребёнка, вызывая желание прикоснуться к ним, погладить, заглянуть в глаза. Нередко малышу хочется обнять и прижать к себе живое существо. Это вполне естественная реакция маленького человека, потому что животные, птицы и насекомые вызывают у него любопытство и интерес. Наиболее сильно проявляется заинтересованность у детей в возрасте от 4-х до 6-и лет. В этот период ребятишки начинают активно изучать окружающий мир, с удивлением обнаруживая, что могут испытывать различный спектр эмоций. Именно в этот период малыш зачастую начинает просить родителей купить какого-нибудь домашнего питомца. Дети становятся более ответственными и готовыми заботиться о живом существе, им кажется, что они вполне могут позаботиться о кошке или щенке.
Если условия и возможности позволяют, родители уступают уговорам малыша. Но что делать, если есть веская причина, по которой нет никакой возможности содержать животное? Производители детских игрушек, зная потребность детей иметь питомца, предлагают невероятно милые игрушечные аналоги. Безусловно, никакая игрушка не заменит в полной мере живое существо, но вполне может стать приемлемой альтернативой, по крайней мере, на какое-то время.
Плюсы игры с интерактивным питомцем
Для начала поясним, что интерактивная игрушка взаимодействует с ребёнком, реагирует на его движения и обучает его. Такие игрушки побуждают малыша к игре, разговаривают с ним, отвечают на вопросы и предлагают выполнить задания. Если речь идёт об игрушечном питомце, то здесь, в отличие от обычной мягкой игрушки, есть целый перечень возможностей для полноценной игры ребёнка:
-
Интерактивный домашний питомец может выглядеть вполне реалистично. Именно этот факт и является в большинстве случаев решающим, при покупке такой игрушки. Детализация некоторых моделей удивляет и впечатляет своей схожестью: окрас, шёрстка, блестящие глаза, будто настоящие, преданно смотрящие на своего обладателя. Игрушку такого внешнего вида ребёнок воспринимает, как живое существо. Есть несколько наиболее популярных пород игрушечных собак, которые выглядя словно настоящие, и эта схожесть позволяет детям ощущать себя истинными обладателями породистого пса. Но не только собачки могут похвастаться схожестью с живыми существами, есть и кошки, наглядно демонстрирующие все повадки и особенности поведения этих существ и другие животные.
-
Дети воспринимают питомца, как живое существо, и это неплохая альтернатива покупке настоящего животного. Они с удовольствием носят игрушку на руках, играют с ним, гладят, треплют за уши, могут потянуть за хвост. В этом случае родители не переживают, что животному, как и малышу, может быть причинён вред. Ведь даже самое покладистое живое существо может агрессивно отреагировать на неуклюжие действия своего маленького хозяина, а игрушка нет.
-
Интерактивное животное может реагировать на действия хозяина. Кошки, стоит к ним прикоснуться, начинают мурлыкать от удовольствия, закрывая глаза. Собачки начинают вилять хвостами. Такие умения интерактивной игрушки учат ребёнка пониманию, что ласковые действия имеют положительные последствия.
-
В зависимости от модели, игрушка может откликаться на свою кличку, проявляя живой интерес и активность. Благодаря встроенным в глаза игрушки сенсорам, игрушка реагирует на движения: шевелит ушами, открывает и закрывает глаза, издаёт различные звуки. Питомцы умеют переворачиваться на спинку, приглашая хозяина приласкать его. Есть даже такие поведенческие особенности зверька, как умывание мордочки лапкой, что вызывает интерес и любопытство со стороны ребёнка. Отдельные экземпляры могут даже выполнять простые команды.
-
Практически все интерактивные игрушки имеют звуковые эффекты: лай собачек, мяуканье кошек. Кроме этого игрушки могут спеть, говорить, читать стихи и сказки. Этот аспект является большим плюсом для детей с задержкой развития речи. Говорящие игрушки побуждают малыша произносить слова, складывать простые предложения. Конечно, живой щенок может лишь лаять, но для ребёнка, который воспринимает игрушку всерьёз, способность говорить будет только на пользу.
-
Интерактивная игрушка дарит новые эмоции и впечатления. Даже при наличии минимума функций, ребёнок откроет новые горизонты и возможности игрушек.
Несомненно, плюсов у интерактивных игрушек много, и нередко родители, взвесив все доводы, решаются на покупку недешёвой, но такой необычной покупки.
Минусы интерактивной игрушки
Казалось бы, разработчики продумали игрушку до мельчайших подробностей, но и здесь без недостатков не обошлось. К сожалению, интерактивные питомцы могут негативно влиять на восприятие ребёнка, если он проводит слишком много времени с ними. Давайте рассмотрим, какие недостатки могут быть у таких игрушек:
-
Иллюзия общения. Пожалуй, это один из самых больших недостатков интерактивных игрушек, имеющих схожесть с настоящим животным. Интерактивные питомцы создают иллюзию общения. С одной стороны, это хорошо, но иногда такая игра мешает ребёнку учиться общаться с реальными животными и людьми, мешает понимать границы между игрой и реальностью.
-
Недостаток воображения. Напомним, что ребёнку крайне важно задействовать воображение в игре. Это развивает его творческие способности, логику и аналитические навыки. Воображение помогает детям адаптироваться к жизни, самовыражаться и находить нестандартные решения. Именно в своих играх дети развивают воображение. А вот чрезмерное увлечение интерактивными игрушками может привести к тому, что ребёнок будет испытывать трудности с воображением и развитием творческих способностей.
-
Отсутствие смысловой нагрузки. Такие игрушки демонстрируют упрощённую модель жизни – поиграл и бросил. Такое отношение может привести к тому, что ребёнок не научится учитывать чужие желания, искать компромиссы и решать сложные ситуации. В отношении питомцев есть вероятность неправильного отношения к животному. Мы знаем, что любое живое существо нуждается в пище, воде, уходе за ним. Ребёнок, воспринимая игрушку, словно животное, укореняется в мысли, что его не нужно ни кормить, ни выводить на прогулку, ни убирать за ним. Игрушка не учит малыша учитывать потребности животного, ведь это всего лишь игрушка. И вот тут в сознании маленького человека смываются границы реальности, как же относиться к животным? Если ребёнок играет с интерактивным псом, разговаривает с ним, гладит шёрстку, даёт команды, а потом, переступив через игрушку, убегает к другому занятию, в голове фиксируется неверная установка отношения к животному.
-
Жестокое отношение к животным – такая формулировка звучит резко, неприятно и никак не увязывается с игрой маленьких детей. Но необходимо иметь в виду опасность, которой может подвергнуться ребёнок, привыкший к тому, что игрушка-питомец может вынести любое отношение, ничего не требует, ни в чём не нуждается, её можно отбросить, когда нет настроения, ударить, если хочется выплеснуть негатив. Конечно, некоторые игрушки можно покормить специальным кормом, который идёт в комплекте с питомцем, но эта возможность есть далеко не у всех игрушек. В любом случае, малышу необходимо объяснять, что это всего лишь игрушка, но даже она не заслуживает такого отношения. Этот недостаток можно свести на «нет», если взрослые правильно направляют и наставляют своего малыша.
-
Цена. Мы никак не можем обойти стороной этот недостаток, ведь стоят интерактивные питомцы весьма недёшево, особенно если речь идёт о вариантах, имеющих поразительную схожесть с настоящими животными. Для кого-то такая трата будет несущественной, тогда как для других – весьма ощутимой. Желание окружить ребёнка качественными, необычными и интересными игрушками бывает настольно сильным, что родители решаются на покупку самого лучшего интерактивного питомца, несмотря на высокую цену, только вот ребёнок далеко не всегда принимает такую игрушку. Почему? Ответ в следующем пункте.
-
Быстрая потеря интереса. Родители стараются выбрать самое лучшее для своего чада, в каких-то случаях экономят на чём-то менее важном, чтобы приобрести для малыша лучшие игрушки. Парадокс заключается в том, что в большинстве случаев дети быстро теряют интерес даже к самым необычным игрушкам, возвращаясь к простому лысому пупсу или примитивной пластмассовой машинке. Почему так происходит? Обилие функций и возможностей интерактивных игрушек рассеивает внимание и мешает сосредоточиться. Маленькие дети ещё не обладают высокой концентрацией внимания, и такие игрушки провоцируют рассеянность мышления. Это приводит к быстрому утомлению и потере интереса к игрушке.
Практически любой из перечисленных минусов можно решить, если подойти к игре ребёнка правильно. Что же сделать, чтобы игра с интерактивным питомцем была не во вред, а на пользу для развития ребёнка?
Как правильно играть с интерактивным животным?
Если вы успели приобрести такую умную игрушку, не спешите огорчаться, попробуйте понять, как её грамотно использовать.
Прежде всего, дозируйте время игры ребёнка таким образом, чтобы у него оставалось время для игр с самыми простыми игрушками, способными принести куда больше пользы для развития. Ребёнок не огорчится, если вы предложите ему поиграть во что-то иное, ведь дети любят смену деятельности, разнообразие и новые эмоции.
Помните, что любая умная игрушка не подходит для детей младше 3-х лет. Не предлагайте своим крохам такие игрушки, даже если вам кажется, что малыш готов играть с игрушечным щенком. Пусть игра ребёнка будет в радость и на пользу растущему человечку!
Алла Исаева, многодетная мама,
г. Майкоп
Рекомендуем почитать
- Стенды для оформления групп в детском саду
- Шпионские страсти
- Внедрение робототехники в образовательное пространство детского сада
- Анна Бутурлина: «Чем больше любви вы дарите, тем больше её становится!»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии