"Игры и Игрушки" №5-2015
Спички детям не игрушки?!
Все мы были детьми, и все мы любили экспериментировать. Кто-то поджигал на пустыре сухие веточки и пытался подбросить в костёр бомбочку из марганцовки для создания самодельного фейерверка, а кто-то смешивал мамины духи, создавая, таким образом, новую химическую формулу
Тяга детей к познанию непреодолима, и за таким родом деятельности определённо нужен надзор. Руководить опытами ребёнка довольно просто. Родители или педагоги могут самостоятельно устраивать показательные физические чудеса для ребят, как при помощи подручных средств, так и используя готовые наборы, специально созданные для подобных целей. Рассказывать о явлениях природы и в занимательной форме, создавать возможность для экспериментов.
Познание окружающего мира для ребёнка наполнено чудесами. То, что снежинки таят, вода поднимается паром, лист клёна краснеет осенью, поражает малыша. До определённого возраста это всё удивительно и волшебно. Дальше многогранность и удивительность мира нужно показывать ребёнку целенаправленно. Для роли «маленьких чудес» вполне подойдут простейшие физические опыты. Именно о таких экспериментах мы говорили в статье «Маленькие алхимики или Как не поджечь дом». Создать статическое электричество, произвести «фокус» с отражением в банке под силу самому ребёнку. Родителю нужно всего лишь показать пример и проконтролировать «чудо». Полученный результат, конечно же, удивит и восхитит малыша. Ему непременно захочется понять, как это произошло и почему. Вот и получится первое знакомство с миром физики и химии. А главное — какая замечательная мотивация к изучению, подогретая собственным интересом. Вот только есть все шансы эту мотивацию забыть. Дело в том, что каждый день ребёнка наполнен открытиями и новыми свершениями. Даже самые яркие впечатления не могут храниться в его памяти годами, постоянно сменяясь новыми.
Изучение физики и химии начинается, согласно школьной программе, с 7-го класса, детям в это время исполняется 13–14 лет. А страсть к экспериментированию у ребёнка проявляется гораздо раньше, чуть ли не с раннего возраста. За это время дети могут просто-напросто забыть свои «научные» успехи и утратить познавательный интерес. Только если этот интерес к экспериментированию не будет постоянно подогреваться родителями. Или… сверстниками на пустыре и со спичками.
Давайте подумаем, как избежать неконтролируемых опасных экспериментов и что нужно для того, чтобы, удовлетворить любознательность ребёнка в условиях безопасной среды. На помощь растерянным родителям проходят игровые наборы. Если вы введёте в поисковую строку запрос «игровые наборы по физике/химии», вы удивитесь обилию и разнообразию товаров, предлагаемых в данной категории. Практически каждый производитель игрушек вводит в свою линейку товаров подобные наборы: встречаются игры под марками «Monster High», «Маша и Медведь», «Bondibon». И это не считая многочисленных серий наборов под названиями «Юный физик/ химик», «Секреты профессора», «Опыты с…», «Научные развлечения». Одним словом, на любой вкус и кошелёк!
Давайте посмотрим повнимательнее: всё ли полезно, что предлагают производители. Изучив ассортимент этих игрушек, я пришла к выводу, что все наборы можно условно разделить на четыре группы.
Игровые наборы для ленивых или занятых родителей
Игровые наборы первой группы созданы для ленивых или очень занятых родителей. Внутри наборов содержатся простейшие составляющие для самых простых опытов, которые при желании с лёгкостью любой ребёнок повторит в домашних условиях, используя подручные материалы. Такой, например, набор по созданию мыльных пузырей или набор, с помощью которого можно «создать» радугу.Околонаучные наборы
Вторую группу развлекательных наборов можно отнести к научным опытам с большой натяжкой. Это, прежде всего, вспомогательный материал для ролевой игры, причём ориентированный больше на девочек. Это наборы «Стань парфюмером», «Лаборатория СПА», «Фабрика губной помады». Вероятно вы, прочитав эти названия, удивитесь: какое отношение эти наборы имеют к опытам? Действительно, весьма далёкое. Но производителями они заявлены как наборы для опытов и представлены наравне с «Юным химиком».Наборы-профанация
Увы, знакомство с такими наборами, наверняка, разочарует ребёнка. Производители предлагают «поиграть» в исследователя. Прилагают к набору «настоящий» микроскоп, показывающий три заданные картинки или синюю воду, которая проявляет на «чешуе динозавра» нанесённый рисунок. Конечно, при детской фантазии этот набор тоже будет некоторое время востребованным. Но это только игра и никакого экспериментирования.Собственно исследовательские наборы
Их очень много. Бывают наборы, посвящённые конкретной теме «электричество» или «магнит». Бывают более широкой направленности, которые позволяют провести не один, а несколько экспериментов в заданной теме.Понятно, что польза в зависимости от типа набора тоже будет разниться. Прежде всего, родители должны ответить на вопрос: они хотят, чтобы ребёнок экспериментировал и познавал разные явления или просто играл? В зависимости от цели нужно выбирать набор. Спички детям не игрушка. Эту аксиому знают все. Но вы посмотрите на наборы для опытов: чего в них только нет! Если исследовательский набор не игровой, а реальный, просто дать его ребёнку в руки не получится. Родители должны стать участниками познавательного процесса. Бесконтрольное использование составляющих из подобных наборов нередко приводит к травмам. О предосторожности должны обязательно напоминать упреждающие надписи на коробке!
Зачастую родителей мучает другая проблема. Ребёнок, вдохновившись опытами из наборов, начинает экспериментировать с любым подручным материалом. Малыш, вдохновлённый ранее удавшимся опытом, поспешит «смешать» мамины чистящие порошки из кладовки или попробует присоединить провода к электрической розетке. Уследить за экспериментатором не всегда возможно. Так стоит ли вообще прививать интерес к такой опасной «физико-химической деятельности»?! Или всё, что необходимо знать, ребёнок изучит в рамках школьных предметов, под присмотром педагогов?
Будьте внимательны!
Как и любые другие игрушки, наборы для экспериментирования бывают качественными и фальсифицированными. Выбирайте их с ещё большей осторожностью, нежели игрушки, изучая отзывы в интернете и общий рейтинг производителя. Не раз случалось, что подобные товары наносили вред ребёнку. Например: электрическая атомная лаборатория U-238 в середине XX века была изъята из магазинов. Этот специфический набор юного физика включал в себя счётчик Гейгера, спинтарископ и электроскоп. В нём даже были источники трёх видов радиоактивного излучения, краткое пособие по ядерной физике и набор шаров для построения модели молекул. Согласитесь, очень «настоящий» набор для ребёнка. В детский набор был даже включён Уран-238. Во время производства и продажи «игрушки» ещё не было известно о том, что этот изотоп может привести к множеству болезней, включая рак. Естественно, современные наборы для опытов проходят необходимую проверку и сертификацию. Однако бдительность родителей всегда должна оставаться на первом месте.Как обычно, мы ждём ваши отклики, дорогие читатели. Нам интересны самые разные мнения: нужно ли детям раннего возраста знакомство с физикой и химией, использовать ли готовые наборы или ограничится домашними экспериментами, объяснять ли детям причины и следствия явлений или просто превратить подобные «фокусы» в игру? Самые интересные ваши суждения мы опубликуем в ближайших выпусках. Пишите нам, пожалуйста, по адресу: redaktor@i-igrushki.ru.
Екатерина Ушакова, выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- 10 игр для весёлого Нового года
- Горячая десятка апреля
- Тренируем интеллект в игре
- На пороге Новый год!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии