"Игры и Игрушки" №3-2013
Куклы, мишки — не игрушки, а друзья или подружки
У каждого малыша должна быть такая игрушка, которой он мог бы пожаловаться, а также поругать и наказать, пожалеть и утешить. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, и страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но о них вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, пришивают уши и хвосты.
Вряд ли подобное отношение ребёнок испытает к роботу-трансформеру, ревущей машине, взмывающему ввысь самолёту. В «подружки» скорее выберут мишку, котёнка, зайчонка или куклу, то есть существо, близкое и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, вначале задумайтесь, нужна ли она ему.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
У ребёнка должен быть набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни: кукольное семейство или семья зверюшек, кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон.
Игрушки, помогающие «выплеснуть» энергию: солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, дротики для метания.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки (паззлы), краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей.
Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого совершенно не пригодны автоматические игрушки, они не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка.
Игрушки для самых маленьких должны воздействовать на глаза, уши, руки. И пока основная потребность малыша — чувствовать тепло, первые его игрушки должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов — пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлинённой плоской формы, чтобы, засовывая в рот, ребёнок не мог ими подавиться. Важно, чтобы их окраска была яркой. Хорошо, если они будут звучать.
Годовалому малышу интересны и полезны пластмассовые пирамидки из 3–4 колец разного цвета, мисочки, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляции с ними доставляют удовольствие и радость, развивают интеллект. Очень полезны игрушки-неваляшки.
Для двухлетних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7–8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, в них после игры нужно складывать кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Раз у малыша есть своё игровое место в квартире, то и у игрушек должен быть свой домик.
К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. Ребёнок активно включается в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому для ролевых игр ребёнок чаще всего выбирает сюжеты из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад». Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование — бытовые игрушки должны быть похожи на оригинал и быть достаточно прочными.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, ибо детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья — деньгами, нарисованные на бумаге орнаменты — коврами в кукольной квартире. Наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
В пять лет крупные игрушки перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны в кресла, кровати, на шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетний ребёнок будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Дети в этом возрасте любят делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает у них умение делать добро близким и любимым людям. Поэтому всякое желание что-то смастерить, сшить, склеить и подарить родители должны приветствовать, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
В дальнейшем он сам проведёт «инвентаризацию» своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны свои эмоции и переживания. Это его друзья! Их можно отремонтировать и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому родители не покупают игрушек.
В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, ножичков. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.
Периодически надо менять и обновлять всё, кроме любимой игрушки. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
Есть поговорка «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это правда, но согласитесь, как приятно получить сувенир от хорошего человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.
Ольга Новикова, Ольга Нешта,
педагоги-психологи детского сада №577,
г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии