"Игры и Игрушки" №2-2012
Игрушка в подарок
Обычные рекомендации при выборе игрушек следующие: игрушка должна быть безопасной и соответствовать возрасту ребёнка. А что значит безопасность, если речь не идёт о пиротехнике? Оказывается, безопасность бывает физическая и психологическая. Начнём с физической.
Что бы ни подумали о вас окружающие, но первым делом игрушку надо понюхать. Она не должна пахнуть. Если есть запах, значит, превышен допустимый индекс токсичности, а также содержание формальдегида и фенола, то есть игрушка выделяет вредные химические вещества, которые могут привести к отравлению ребёнка.
Затем игрушку нужно послушать. Звук, который она издаёт, может превышать допустимый уровень громкости и это станет дополнительной нагрузкой на психику ребёнка. Малыш будет больше нервничать и капризничать, сам не понимая, отчего. Важен и характер звуков. Сейчас очень популярны мягкие игрушки, исполняющие песенки, стишки и «отвечающие» на реплики играющего. Выбирайте такую игрушку, которая «говорит» приятным неискажённым голосом, чётко произносит слова. Ну и, конечно, следите за содержанием «речи» такой игрушки. Ребёнок подражает игрушке, как и героям мультиков, и его речь формируется на основе того, что он слышит.
А теперь о психологической безопасности. Покупая игрушки, необходимо представлять себе, какую психологическую нагрузку они несут. Проанализируем хотя бы небольшую часть игрушек из того многообразия, что можно увидеть на полках. Начнём с кукол.
Куклы Братц. Их целая семья. Братц — яркая, эпатажная, стильно одетая куколка. В отличие от Барби она не леди, а скорее тинэйджер. С ней можно играть в ролевые игры, следить за модой, быть современной. Сделана она из качественных материалов, если это не подделка.
Между тем у этой куклы есть существенные минусы. У неё отвинчиваются ноги и голова. Чтобы переодеть куклу, нужно открутить ей голову, а обувь меняется вместе с ногами. Видимо, изготовители решили, что так удобнее. Но ведь кукла — образ и подобие человека. А дети ассоциируют себя с любимой игрушкой. Психологи считают что подобное «расчленение» вредно для психики ребёнка и может нанести ему психотравму. К примеру, у древних кукол часто не было лица. Считалось, что в куклу с лицом мог вселиться злой дух. Определённый смысл в этом есть. Так, куколку-оберег, отвечающую за плодородие, набивали зерном, она так и называлась — зерновушка. А куколка, отвечающая за семейное счастье, изображалась в виде кругленькой крестьянки с пышным бюстом — воплощение образа великой матери. Иными словами, акцент при изготовлении куклы делался на ту её часть, которая символизировала её предназначение.
У кукол Братц — акцент на голову и лицо. Она похожа на головастика — этакий чупа-чупс на тонких ножках. Каково предназначение этой куклы? Быть хорошо одетой и иметь красивое личико. Огромный рот, чтобы болтать без умолку, тщедушные ручки и ножки. Какие жизненные ценности и цели символизирует эта кукла? Что может сформировать у самой девочки? Конечно, девочек нужно учить правильно одеваться и следить за собой, но стоит ли превращать это в смысл жизни, особенно в нежном дошкольном возрасте?
Бэби Бон. Эта кукла — мечта многих девочек. Кукла-пупс, изображающая младенца. Игры с ней — дочки-матери, подружки-мамы маленьких детей. Часто видишь на улице, как две «мамочки» укачивают своих «дочек» или возят их по парку в колясках и ведут «светскую беседу». Предназначение кукол самое безупречное, как и материалы, из которых они изготовлены. Возможность ролевых игр, навыки ухода за малышом, воспитание чувства заботы и ответственности.
Чтобы быть объективной в оценке кукол Бэби, я зашла на несколько родительских сайтов ознакомиться с мнением родителей, купивших своим детям эти куклы. Мнения разделились и в отношении безобидных Бонов. Многие были довольны покупкой, дети счастливы, куклы оправдали ожидание. Но часть родителей видят в игрушке обыкновенного пупса, не стоящего таких денег. К слову сказать, цена куклы и впрямь немаленькая, а если учитывать ещё стоимость приданого, без которого играть невозможно, то следует задуматься, нужна ли такая покупка.
Исторический пример — вепсская кукла. Это тряпичная кукла, которую мамы сами делали в ожидании своего младенца и клали её в колыбельку, чтобы «согреть» место для будущего малыша. И желая ребёнку спокойной и благополучной жизни, беременные мастерицы не использовали никаких острых и колющих инструментов — ни ножниц, ни иглы.
Не пожалейте времени, отнеситесь к приобретению игрушки серьёзно. Для ребёнка ведь важна даже не игрушка, а ваше внимание. Ведь, когда ребёнок говорит вам «Мам, поиграй со мной», он ждёт, что вы ответите ему не « Поиграй сам, мне некогда», а «Давай. Во что будем играть?» Не лишайте его радости.
Вероника Никольская,
педагог Тюменской православной гимназии
Рекомендуем почитать
- Комментарии