"Игры и Игрушки" №2-2012
Центр экспертизы «Spielgut»
Комплексная оценка
Современные немецкие эксперты игрушек используют в своих оценках практический подход, то есть опираются на критерии, разработанные социальными и лечебными педагогами, психологами, врачами, арт-терапевтами и дизайнерами, физиками, химиками и гигиенистами.В немецком центре проводится не только психолого-педагогическая экспертиза, как в Москве, но и комплексная оценка игрушки, включающая её химические, физические, санитарно-гигиенические, технические и прочие характеристики. При этом все критерии одинаково важны; никаких приоритетов здесь нет, но их значение в разных игрушках может меняться.
Вначале собирается вся информация о материале, из которого сделана игрушка. С учётом предоставленной документации тщательно рассматриваются санитарно-гигиенические характеристики материала. Предпочтение отдаётся дереву, натуральным тканям, но допускается использование металла, пластика, резины. Эксперт-химик или гигиенист тщательно оценивает санитарно-гигиенические характеристики материала и возможность его использования для детей. Полученные сведения о применяемых в игрушке материалах сверяются с реестрами норм безопасности в разных областях.
Психолого-педагогические характеристики
Первый критерий — пригодность игрушки для игры. Игра рассматривается как свободная, самостоятельная и самоценная деятельность ребёнка. Игра и игрушка должны побуждать фантазию, а не стеснять её, как это происходит в игре с говорящими куклами, тоскливо повторяющими одни и те же фразы.Далее. Игрушка должна приносить радость детям. Игра невозможна без ярких положительных эмоций. Если ребёнок играет с радостью, это обеспечивает ему правильный жизненный тонус, психическое и физическое здоровье.
Важнейшая задача игрушки — дать малышу переживание успеха, почувствовать, что он может, знает, умеет. Эти переживания создают уверенность ребёнка в себе, побуждают продолжать и развивать игру. Важно также определить, для какого возраста подходит игрушка. Она не может быть слишком сложной (это вызывает отрицательное чувство «я не умею»), и в то же время должна требовать определённых усилий, преодоления, поиска решения и не допускать автоматических действий.
Хорошая игрушка обеспечивает ребёнку возможность продолжительной и самостоятельной игры. Интересный критерий — отражает «связь ребёнка с миром». Игрушки должны быть реалистичными. На этом основании немецкие коллеги решительно отвергают многие образцы современной игрушечной индустрии (куклы типа Братц, трансформеры, роботы, гротескные и сатирические образы животных и человека). Эти изделия грубо искажают облик и пропорции тела. Однако некоторые персонажи детской субкультуры, обладающие позитивным этическим зарядом (Крот, Карлсон, Пиноккио), признаются вполне реалистичными.
В то же время игрушка не должна быть натуралистичной и в точности повторять реальность. Мера условности и реалистичности игрушки — очень тонкий критерий, установить который под силу лишь опытным экспертам. Это относится не только к образным, но и ко всем другим игрушкам (конструкторам, транспортной игрушке, настольным играм и пр.). Они должны передавать детям адекватные представления о существующих в природе цветах, формах, размерах и пр.
Особо оговаривается открытость и понятность механизма движения в игрушке. Если в игрушке заложена способность к движению (как, например, в динамических — волчки, кувыркунчики, кегельбаны, блочные конструкции подъёмного крана), причина этого движения должна быть понятна детям. Играя с такими игрушками, дети на практике постигают законы движения и учатся управлять им. Конструкция и механика должны быть особенно просты. Устройство игрушки, всё более и более сложные механизмы должны быть открыты и понятны. Электронные игрушки или фигуры с встроенным интерактивным механизмом совершенно не соответствуют критерию.
Важная характеристика игрушки — комплектность, полнота игрового набора. Достаточное количество деталей конструктора, предметов мебели для кукольной комнаты или кукольных персонажей для сюжетной игры позволяют разнообразить и развивать игру. В игре большой набор строительного материала побуждает, стимулирует строительство, разные варианты рельсов и развязок делают железную дорогу интересной и многофункциональной. Но одна кукла с различными принадлежностями лучше, чем много кукол без принадлежностей.
Важна также величина игрушки. Маленький ребенок лучше строит из крупных строительных блоков, но гигантский плюшевый медведь не годится для игры.
Материал и прочность (надёжность, добротность) должны соответствовать игровому назначению. Игрушки для маленьких детей должны быть особенно прочными. Сломанная игрушка, которую нельзя починить, несёт малышу разочарование, от этого страдает и доверие к взрослым. Ещё одно важное качество — потенциальная ремонтопригодность игрушки.
Форма и цвет влияют на возможность играть и на представления ребенка о мире. Например, пёстрый строительный материал мешает созданию образа, нарушает целостность внешнего облика. Забавные розовые и голубые игрушечные зверушки склоняют к сентиментальному, примитивному представлению о мире животных. Излишняя декоративность отвлекает от игры.
Безопасность игрушки должна быть подтверждена в соответствии с нормами Европейского сообщества: CE, TUV, LMBG, GS, DEKRA, OVE и другими до начала экспертизы. Абсолютной безопасности не бывает. Экологическая безопасность зависит от разных факторов и для различных игровых материалов оценивается по-разному.
Все указанные критерии, принятые в немецком центре, равнозначные и определяющие. Несоответствие игрушки хотя бы одному из них лишает её Знака «Spielgut».
Тестирование
Это ключевой этап экспертизы. В реестре организации имеется значительное количество (около 200) экспериментальных семей, облечённых доверием экспертов, с детьми от года до 14 лет и несколько групп детских садов. Игрушка проводит от полутора до трёх месяцев в тестовых условиях. Её помещают в наиболее благоприятные условия — туда, где любят данный вид игры. Родители или педагоги наблюдают за игрой детей и заполняют предложенную им анкету.Анкета содержит ряд простых, но информативных вопросов:
- Играл ли ребёнок прежде с подобной игрушкой? С какой?
- Играл ли ребёнок с тестируемой игрушкой охотно или не очень?
- Нуждался ли ребёнок в помощи взрослого и почему?
- Как вы оцениваете руководство по использованию игры, игрушки, план или разъяснения правил игры?
- Какие недостатки вы увидели в игрушке?
После того как игрушка побывала у детей, её передают экспертам, которые независимо друг от друга оценивают её качества. В составе экспертной комиссии «Spielgut» около 30 человек из разных областей Германии, специализирующихся на различных типах игрушек. Мнения экспертов сопоставляют между собой, и посредством обсуждения выносят заключение о качестве игрушки и о возможности её маркировки знаком «Spielgut-рекомендовано» или дают обоснование отказа и замечания для доработки.
Москва и Ульм
Как в России, так и в Германии важнейшая задача экспертизы — определить возрастной диапазон, для которого предназначена игрушка. В немецком центре, который находится в городе Ульм, возрастная отнесённость игрушки менее строгая. Она выявляется опытным путём в зависимости от индивидуальных склонностей конкретного ребёнка. Причём индивидуальные различия развития детей могут перекрывать возрастные. Эксперты допускают, что те или иные игрушки могут подходить одним детям и не отвечать интересам других. В Московском центре возрастной диапазон задаётся характером деятельности, для которой предназначена игрушка, и определяется однозначно.В Московском центре на основе периодизации развития игровой деятельности разработана типология игрушек. Конкретные показатели экспертизы тщательно разработаны для 12 типов игрушек и игровых материалов. В Германском центре такая классификация игрушек присутствует и во многом совпадает с нашей, но для всех видов игрушек используются одни и те же критерии оценки. Какая-либо дифференциация в оценке разных игрушек формально отсутствует, хотя очевидно, что одни и те же критерии (например, связь ребёнка с миром) определяются типом игрушки.
В Московском центре главный аспект экспертизы — оценка развивающего потенциала игрового действия. Именно развитие ребёнка и соответствие игрушки возрастным задачам развития позиционируется как главная ценность. Имеется в виду не только познавательное развитие, но и эмоциональное, социальное, морально-нравственное и другие линии развития в соответствии с возрастом ребёнка. Развивающий потенциал игрового действия, возможность игрушки стать материалом для ведущей деятельности ребёнка — главное качество игрушки.
В центре «Spielgut» главный акцент на мотивационном аспекте игры, на привлекательности игрушки. Многие показатели оценивают степень удовлетворённости ребёнка игрой с конкретной игрушкой. Что касается ценности развития, то она не указывается специально, но, безусловно, присутствует в представленных критериях. Она как бы в скрытом виде присутствует в разных параметрах оценки. Такие параметры, как «пригодность для игры», «связь с миром», «побуждение фантазии», «открытость механизма», безусловно, направлены на развитие ребёнка и практически совпадают с параметрами оценки некоторых видов игрушек в Московском центре.
Московский центр экспертизы игр, игрушек и игровых материалов для детей находится в самом начале пути и пока ещё не пользуется широкой популярностью у производителей и распространителей игрушек. Но мы надеемся, что направление нашей работы правильное, всё большему кругу родителей и педагогов наша работа служит хорошим компасом в мире игрушек, и рано или поздно отразится на качестве игрушек в России.
Елена Смирнова,
руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ,
доктор психологических наук
Рекомендуем почитать
- Фестиваль образования для детей «Старт АП»
- Ангельский крем
- Всероссийский конкурс для образовательных организаций
- Лобанова Ольга Афанасьевна
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии