"Игры и Игрушки" №2-2016
За независимость!
Сейчас часто можно встретить детей, играющих в гаджеты на остановке, в школе, детском саду. Эти дети наклоняются в зависимости от того, куда едет машина на экране, прыгают вместе с монстрами, говорят только об игре. Откуда берутся «такие» дети? Что с этим делать?
Раннюю игровую зависимость у ребёнка я наблюдала, когда забирала свою дочь из сада. Группа была самая младшая – дети 3-4-летнего возраста. Была весна, хорошая погода, кто-то бегал, кто-то лепил куличики из песка... Я села на лавочку и стала ждать дочку. Тут ко мне подошёл мальчик и начал рассказывать про Эйфелеву башню... переходы на 6 и 8. Сначала я даже не поняла, о чём речь. Оказалось, это планшетная игра такая. Он жил этими реалиями и был полностью погружён в игру. Из разговора с воспитателями стало понятно, что этот мальчик ни о чём больше не разговаривает – только об игре…
Не стоит думать, что игры и мультфильмы нужно исключить полностью. Любые крайности – не лучший выход. Детям необходимо уметь пользоваться компьютером планшетом, играть в игры, смотреть мультфильмы хотя бы для того, чтобы быть «своим» среди других детей. Так же, как вы, приходя на работу, обсуждаете очередной фильм, так и дети в садике и школе обсуждают полюбившиеся мультфильмы, героев, игры.
Но и познавательные игры с электронными устройствами должны быть ограничены во времени. Постарайтесь, чтобы время, отведённое на игру для детей 3-6-ти лет не превышало 20 минут в день. Чтобы оторвать ребёнка от электроники, общайтесь с ним, обсуждайте его день. Забирая малыша из сада, как бы вы ни устали, спросите его о том, что он делал. Если ребёнку ещё трудно сформулировать полные предложения, то помогите ему наводящими вопросами: «Ты играл в куклы или машинки?», «Ты играл с Петей или Машей?», «Тебя кормили или ты ел сам?», «Ты ел…» и назовите нелюбимое или любимое блюдо. Если малыш не идёт на контакт, начните рассказывать про свой день, про работу, как вы ехали на метро/машине, что вы делали (на доступном для ребёнка уровне). Через некоторое время малыш начнёт копировать вас и тоже станет рассказывать. Его рассказы могут быть наполнены фантазией, путаницей – не останавливайте его. Именно в этот момент он впускает вас в свой внутренний мир. Ежедневно закрепляйте эту традицию бесед. Именно она поможет вам в переходном возрасте сохранять доверительные отношения с ребёнком.
Существует ещё одна известная особенность: дети младшего возраста плохо понимают и соотносят время. Поэтому лучше ограничивать время, отведённое на игру с гаджетом, не минутами (совершенно абстрактными для малыша), а действиями. Например, «Как закончишь следующий уровень, пойдём накрывать на стол к ужину» или «Как соберёшь этот пазл, пойдём в ванну, договорились?». Обязательно дождитесь утвердительно ответа. Конечно, с первого раза ребёнок не выполнит своё обещание, пустится и в рёв, и в уговоры. Но договорились – значит договорились! Если вы изо дня в день будете держать слово, малыш постепенно привыкнет и будет воспринимать выполнение обещания как естественный ход вещей. Помните, что на формирование любой привычки уходит от 2-х до 8-ми недель.
Раннюю игровую зависимость у ребёнка я наблюдала, когда забирала свою дочь из сада. Группа была самая младшая – дети 3-4-летнего возраста. Была весна, хорошая погода, кто-то бегал, кто-то лепил куличики из песка... Я села на лавочку и стала ждать дочку. Тут ко мне подошёл мальчик и начал рассказывать про Эйфелеву башню... переходы на 6 и 8. Сначала я даже не поняла, о чём речь. Оказалось, это планшетная игра такая. Он жил этими реалиями и был полностью погружён в игру. Из разговора с воспитателями стало понятно, что этот мальчик ни о чём больше не разговаривает – только об игре…
Причины и следствия
Игровая зависимость, впрочем как и любая другая, не появляется спонтанно. Она так же, как привычка, вырабатывается в течение времени. Когда же наступает этот момент подмены настоящей жизни игрой? Так происходит, когда в жизни малыша игра внезапно оказывается самым ярким впечатлением за день. Удивительно, но ребёнок, раз вкусив яркость и захватывающий дух игры, уже не так стремится познавать окружающий мир. Он знает: эмоция спрятана в этой коробочке, остаётся только жать на кнопки. Как следствие вырисовывается и задача родителей – не дать обеднеть познавательной активности ребёнка.Не стоит думать, что игры и мультфильмы нужно исключить полностью. Любые крайности – не лучший выход. Детям необходимо уметь пользоваться компьютером планшетом, играть в игры, смотреть мультфильмы хотя бы для того, чтобы быть «своим» среди других детей. Так же, как вы, приходя на работу, обсуждаете очередной фильм, так и дети в садике и школе обсуждают полюбившиеся мультфильмы, героев, игры.
Случилось!
Если ваш ребёнок уже активно играет в компьютерные игры, не прекращайте это занятие резко. Помните: так вы причините малышу стресс. Постарайтесь незаметно постепенно сокращать время игр. А сделать это можно, заинтересовав ребёнка чем-то другим. Для начала замените игры на компьютерные раскраски, интерактивный алфавит. Конечно, такие игры потребуют вначале вашего участия. Вряд ли малыш по собственной воле оторвётся от ловли разноцветных шариков и согласится изучать цифры. Как заинтересовать его развивающими играми? Сядьте недалеко от ребёнка, возьмите планшет-ноутбук и начните, к примеру, раскрашивать любую картинку. Сопровождайте свои действия эмоциями и комментариями: «Какой красивый цвет!», «Подкрашу ещё вот тут». Увидев маму за необычным занятием, заинтригованный ребёнок сам подойдёт к вам. В этот момент попросите его о помощи: «Подскажи мне, каким цветом это раскрасить?», «Какая красивая у меня получилась рыбка/машинка?». Будьте уверены: малыш с увлечением примет участие в раскрашивании и вообще заберёт у вас гаджет с этой игрой. А позже, уже зная такие познавательные интерактивные игры, ребёнок и сам станет в них играть. Ведь познавательный интерес в нём заложен самой природой.Но и познавательные игры с электронными устройствами должны быть ограничены во времени. Постарайтесь, чтобы время, отведённое на игру для детей 3-6-ти лет не превышало 20 минут в день. Чтобы оторвать ребёнка от электроники, общайтесь с ним, обсуждайте его день. Забирая малыша из сада, как бы вы ни устали, спросите его о том, что он делал. Если ребёнку ещё трудно сформулировать полные предложения, то помогите ему наводящими вопросами: «Ты играл в куклы или машинки?», «Ты играл с Петей или Машей?», «Тебя кормили или ты ел сам?», «Ты ел…» и назовите нелюбимое или любимое блюдо. Если малыш не идёт на контакт, начните рассказывать про свой день, про работу, как вы ехали на метро/машине, что вы делали (на доступном для ребёнка уровне). Через некоторое время малыш начнёт копировать вас и тоже станет рассказывать. Его рассказы могут быть наполнены фантазией, путаницей – не останавливайте его. Именно в этот момент он впускает вас в свой внутренний мир. Ежедневно закрепляйте эту традицию бесед. Именно она поможет вам в переходном возрасте сохранять доверительные отношения с ребёнком.
Существует ещё одна известная особенность: дети младшего возраста плохо понимают и соотносят время. Поэтому лучше ограничивать время, отведённое на игру с гаджетом, не минутами (совершенно абстрактными для малыша), а действиями. Например, «Как закончишь следующий уровень, пойдём накрывать на стол к ужину» или «Как соберёшь этот пазл, пойдём в ванну, договорились?». Обязательно дождитесь утвердительно ответа. Конечно, с первого раза ребёнок не выполнит своё обещание, пустится и в рёв, и в уговоры. Но договорились – значит договорились! Если вы изо дня в день будете держать слово, малыш постепенно привыкнет и будет воспринимать выполнение обещания как естественный ход вещей. Помните, что на формирование любой привычки уходит от 2-х до 8-ми недель.
Ирина Кривенкова, Кира Деянова, педагоги антилагеря Freedom
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку