"Игры и Игрушки" №2-2016
Акоан, кокэси, курх или стригушка
Кто такая курх или кокэси? А может быть вы знаете что-нибудь об акоан? Это всё куклы. Да, обычные куклы, которые любимы народами разных стран. Таких кукол великое множество, и у каждой из них есть своё имя, своя история, свой мир, в который так интересно заглянуть…
Современный ребёнок обычно знаком только с куклами европейского типа, самой известной в последние десятилетия стала Барби. В детском саду или школе ребёнку наверняка расскажут и про исконно русских самодельных кукол – закрутку или стригушку. Этим мир кукол наших детей и ограничивается. Но ведь есть и другие народы, и у каждого – свои интересные куклы: японские, африканские, индийские, куклы восточных народов!
Представьте себе, как может расшириться кругозор ребёнка. Однако увлечение чужой культурой не всегда несёт только плюсы. Некоторые родители опасаются: «Кто знает, насколько сильно ребёнка заинтересуют чужие куклы, а значит и культура, религия того народа. Не станет ли философия, история чужой куклы заменой своим родным традициям и устоям?».
Процесс сохранения самобытной культуры актуален для всех стран. Сейчас в России очень активно создаются музеи народного быта. Детям предлагается сесть за ткацкий станок, посмотреть, как цепами мололи зерно, попробовать подковать лошадь. Ребята с удивлением рассматривают веретено, ухват, коромысло – все те реалии, которые были совершенно привычны их бабушкам и прабабушкам. Мастер-классы по созданию народных русских кукол включены в дошкольную и школьные программы. Согласитесь, немало сил тратится на то, чтобы рассказать современным деткам об исконно русской культуре. Но вот семья съездила в отпуск и привезла из далёкой страны в качестве сувенира какую-нибудь местную национальную куколку-фигурку. Как известно, всё чужое – самое интересное и желанное. И вот уже ребёнок, не отрываясь, играет с африканской куклой-дощечкой, хотя ещё недавно жаловался, что соломенные русские куклы слишком просты...
Каждый родитель стремится дать ребёнку самое лучшее, открыть ему весь мир, показать его многообразие и прелесть. Лучше всего это делать в дошкольном возрасте через игру или, ещё лучше, игрушку. Глобус, разные страны, народы – всё это интересно более старшим детям, а вот куклы! Смотри, куколка-японка, её зовут кокэси. А это куклы индийские – мальчик и девочка – их называют дампати, посмотри, как интересно они одеты.
Кукол любой точки мира можно легко купить через интернет. Только вот сами родители не всегда знают о том, какие куклы бывают.
Дампати – куклы индийские, представляющие собой супружескую пару, застывшую в позе медитации. Для деревянных фигурок характерны упрощённые формы и неглубокая резьба, лишь намечающая черты лица.
Курх – азиатская линейка современных кукол. Можно сказать, что это восточная альтернатива Барби. Кукла имеет характерные азиатские черты лица, невысокий рост.
Акоан – нанайская кукла, представляющая малую народность Дальнего Востока. Акоан – старинная обрядовая кукла, выполняющая роль амулета. Делали акоан из меха и рыбьей кожи. У куклы очень большие и широко раскрытые глаза, которыми она наблюдает за тем, чтобы с хозяином не случилась беда.
Не у всех национальных кукол есть свои особые имена или названия. Однако по традиционной одежде, по чертам лица или причёскам всегда можно с уверенностью сказать – это кукла родом из Узбекистана или Израиля. Взрослый человек с лёгкостью определяет подобные отличительные особенности, характерные для того или иного народа. С помощью таких кукол и ребёнок сможет узнать эти различия.
Идея познакомить детей с разными народами с помощью национальных кукол вовсе не нова. Компания, производящая Барби, с 80-х годов прошлого столетия начала выпускать куклы различной внешности в традиционных нарядах разных стран. По этой линейке Барби можно смело изучать географию: Франция, Канада, Англия, Шотландия, Филиппины, Чили, Гавайи, Ирландия, Голландия, Китай... Многие такие куклы перевыпускались по несколько раз, демонстрируя осовремененные национальные образы.
Последнее время много говорят о терпимости к другим народам, о стирании культурных различий из-за постоянно увеличивающегося потока миграции. Толерантность в многонациональной стране воспитывается с детства, и волей-неволей родителям приходится обращать на это внимание. Важно объяснить ребёнку, что его сосед по группе или одноклассник ничуть не хуже оттого, что у него другой разрез глаз или цвет кожи. Согласитесь, в этом очень помогут игры с куклами самых разных собирательных образов. Неизбежно в культурах некоторых стран находятся какие-то общие черты. Кокэси можно считать японским вариантом русской матрёшки. А кукла акоан очень похожа на русскую берегиню. Хорошо, если ребёнок увидит не только отличия, но и сходства!
Конечно, лучше всего было бы купить специальные атрибуты, домики к таким иноземным куклам (по аналогии с домиком Барби) и на их примере открыть новый неизведанный мир народов, живущих на разных континентах. Но, к сожалению, производители не идут в этом направлении, и родителям приходится делать аналоги своими руками. А ведь может случиться, что обычная детская игра со временем перерастёт в дело жизни или хобби, и ребёнок начнёт изучать иностранный язык, станет послом или искусствоведом.
Уже несколько лет информационное сообщество активно обсуждает появление мусульманской куклы Фуллы. Она только внешне напоминает своих европейских «родственниц» точёной фигурой и большим количеством одежды. Но большинство её нарядов, конечно же, отвечает традициям восточной культуры. Например, чёрная абайя, закрывающая голову, руки, ноги, отлично демонстрирует философию поведения женщин Востока. Во многих нарядах открытым остаётся только лицо. Из косметики допускается сурьма. А ещё у Фуллы есть свой маленький молитвенный коврик. Родители, придерживающиеся строгих религиозных взглядов, разрешают своим детям играть только с такой «мусульмански правильной» куклой. Но не все разделяют этот положительный взгляд. Многие видят в этой кукле тенденцию распространения консервативных взглядов на Востоке, а также пропаганду мусульманского вероисповедания. Особенно сейчас, когда новости пестрят заголовками о вербовке в террористы наших юношей и девушек, кукла Фулла навевает смешанные чувства. Ребёнку всегда интересно всё необычное и непривычное – увидит такую игрушку, станет расспрашивать. А если родитель не удовлетворит интерес, если просто запретит, скажет «нельзя»? Запретный плод всегда сладок.
В игре ребёнок всегда примеряет образ куклы на себя. Вот сегодня он играет пожарным, а завтра берёт в руки куклу индийского танцора. Увлекшись какой-нибудь игрой, он уже не может разделить, где закачивается его личность, где начинаются чужие мысли и взгляды. Может быть, за интересом к игрушке стоит погружение в культуру другой страны, отречение от своих исконных корней? С другой стороны, дети всегда живут миром своих виртуальных героев в космических сагах, вымышленных мирах, и родителей это не пугает. Ведь вырастая, ребёнок понимает, что это была просто сказка, фантазия. А если ваш малыш с малых лет начинает мечтать о жизни в другой стране? Пожалуй, каждый родитель испугается, что это реально может произойти и ребёнок покинет его. Тогда подобные опасения, скорее всего, будут превалировать над возможным расширением кругозора малыша. И взрослый, наверное, предпочтёт умалчивать до поры-до времени о богатом разнообразии мира?
Современный ребёнок обычно знаком только с куклами европейского типа, самой известной в последние десятилетия стала Барби. В детском саду или школе ребёнку наверняка расскажут и про исконно русских самодельных кукол – закрутку или стригушку. Этим мир кукол наших детей и ограничивается. Но ведь есть и другие народы, и у каждого – свои интересные куклы: японские, африканские, индийские, куклы восточных народов!
Представьте себе, как может расшириться кругозор ребёнка. Однако увлечение чужой культурой не всегда несёт только плюсы. Некоторые родители опасаются: «Кто знает, насколько сильно ребёнка заинтересуют чужие куклы, а значит и культура, религия того народа. Не станет ли философия, история чужой куклы заменой своим родным традициям и устоям?».
Границы стираются…
Мир давно расширил свои границы. Теперь нам доступен практически любой уголок планеты – можно узнать, что за люди там живут и как устроена их жизнь. Из-за всей этой открытости границы между странами, народами и этносами постепенно стираются. И многие страны, имеющие древние корни, стремятся сберечь свою культуру, которая хранится в старинных танцах, обрядах, одежде и, конечно, куклах, которые несут в себе собирательный образ всего народа.Процесс сохранения самобытной культуры актуален для всех стран. Сейчас в России очень активно создаются музеи народного быта. Детям предлагается сесть за ткацкий станок, посмотреть, как цепами мололи зерно, попробовать подковать лошадь. Ребята с удивлением рассматривают веретено, ухват, коромысло – все те реалии, которые были совершенно привычны их бабушкам и прабабушкам. Мастер-классы по созданию народных русских кукол включены в дошкольную и школьные программы. Согласитесь, немало сил тратится на то, чтобы рассказать современным деткам об исконно русской культуре. Но вот семья съездила в отпуск и привезла из далёкой страны в качестве сувенира какую-нибудь местную национальную куколку-фигурку. Как известно, всё чужое – самое интересное и желанное. И вот уже ребёнок, не отрываясь, играет с африканской куклой-дощечкой, хотя ещё недавно жаловался, что соломенные русские куклы слишком просты...
Каждый родитель стремится дать ребёнку самое лучшее, открыть ему весь мир, показать его многообразие и прелесть. Лучше всего это делать в дошкольном возрасте через игру или, ещё лучше, игрушку. Глобус, разные страны, народы – всё это интересно более старшим детям, а вот куклы! Смотри, куколка-японка, её зовут кокэси. А это куклы индийские – мальчик и девочка – их называют дампати, посмотри, как интересно они одеты.
Кукол любой точки мира можно легко купить через интернет. Только вот сами родители не всегда знают о том, какие куклы бывают.
Экспресс-знакомство с куклами разных стран
Кокэси – японская деревянная кукла, покрытая росписью. Состоит из цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головы, выточенных на токарном станке. Реже игрушку изготавливают из цельного куска дерева. Характерной особенностью кокэси является отсутствие рук и ног.Дампати – куклы индийские, представляющие собой супружескую пару, застывшую в позе медитации. Для деревянных фигурок характерны упрощённые формы и неглубокая резьба, лишь намечающая черты лица.
Курх – азиатская линейка современных кукол. Можно сказать, что это восточная альтернатива Барби. Кукла имеет характерные азиатские черты лица, невысокий рост.
Акоан – нанайская кукла, представляющая малую народность Дальнего Востока. Акоан – старинная обрядовая кукла, выполняющая роль амулета. Делали акоан из меха и рыбьей кожи. У куклы очень большие и широко раскрытые глаза, которыми она наблюдает за тем, чтобы с хозяином не случилась беда.
Не у всех национальных кукол есть свои особые имена или названия. Однако по традиционной одежде, по чертам лица или причёскам всегда можно с уверенностью сказать – это кукла родом из Узбекистана или Израиля. Взрослый человек с лёгкостью определяет подобные отличительные особенности, характерные для того или иного народа. С помощью таких кукол и ребёнок сможет узнать эти различия.
Идея познакомить детей с разными народами с помощью национальных кукол вовсе не нова. Компания, производящая Барби, с 80-х годов прошлого столетия начала выпускать куклы различной внешности в традиционных нарядах разных стран. По этой линейке Барби можно смело изучать географию: Франция, Канада, Англия, Шотландия, Филиппины, Чили, Гавайи, Ирландия, Голландия, Китай... Многие такие куклы перевыпускались по несколько раз, демонстрируя осовремененные национальные образы.
Последнее время много говорят о терпимости к другим народам, о стирании культурных различий из-за постоянно увеличивающегося потока миграции. Толерантность в многонациональной стране воспитывается с детства, и волей-неволей родителям приходится обращать на это внимание. Важно объяснить ребёнку, что его сосед по группе или одноклассник ничуть не хуже оттого, что у него другой разрез глаз или цвет кожи. Согласитесь, в этом очень помогут игры с куклами самых разных собирательных образов. Неизбежно в культурах некоторых стран находятся какие-то общие черты. Кокэси можно считать японским вариантом русской матрёшки. А кукла акоан очень похожа на русскую берегиню. Хорошо, если ребёнок увидит не только отличия, но и сходства!
Как устроен домик кокэси?
Вы, наверное, не знаете, как устроен этот замечательный домик, потому что не имеете под рукой наглядного материала. Но любой родитель обрадуется, если ребёнок, играя с какой-нибудь, например, японской куклой, станет расспрашивать о стране, заинтересуется её традициями. Он начнёт с простых вопросов, касающихся быта куклы: где спит кукла кокэси, из какой чашки пьёт, в какую одежду её можно нарядить на праздник, а в какую – в будни. Как называются подстилки из бамбука, на которых любит отдыхать кукла, и какими светильниками она украшает свой домик. Родитель должен быть к подобным расспросам готов и, пока интерес у ребёнка не пропал, дать возможность «прикоснуться» к непривычному миру других народов.Конечно, лучше всего было бы купить специальные атрибуты, домики к таким иноземным куклам (по аналогии с домиком Барби) и на их примере открыть новый неизведанный мир народов, живущих на разных континентах. Но, к сожалению, производители не идут в этом направлении, и родителям приходится делать аналоги своими руками. А ведь может случиться, что обычная детская игра со временем перерастёт в дело жизни или хобби, и ребёнок начнёт изучать иностранный язык, станет послом или искусствоведом.
В чём же опасность?
На развитие детской психики влияет множество факторов, контролировать все из них и предупредить возможные проблемы далеко не всегда в силах взрослого. Если у ребёнка по какой-либо причине сформировалась заниженная самооценка, он не принят детским коллективом, чувствует себя не таким как все и с головой решает уйти во что-то другое, чужое, отличное от ценностей, принимаемых большинством его окружения. Например, всем на зло. Для этого как нельзя лучше подходит иностранная культура или религия. Пятилетнему сыну моей подруги знакомые привезли из Кении игрушку. Яркие цвета, нарядный костюм куклы и рассказы гостей о диких зверях поразили мальчика. Спустя некоторое время подруга пожаловалась, что сын, когда у него что-то не выходит или когда он не получает желаемого, замыкается в себе с этой игрушкой и агрессивно отвечает, что только в Африке ему и будет хорошо. Что это, детские капризы?Уже несколько лет информационное сообщество активно обсуждает появление мусульманской куклы Фуллы. Она только внешне напоминает своих европейских «родственниц» точёной фигурой и большим количеством одежды. Но большинство её нарядов, конечно же, отвечает традициям восточной культуры. Например, чёрная абайя, закрывающая голову, руки, ноги, отлично демонстрирует философию поведения женщин Востока. Во многих нарядах открытым остаётся только лицо. Из косметики допускается сурьма. А ещё у Фуллы есть свой маленький молитвенный коврик. Родители, придерживающиеся строгих религиозных взглядов, разрешают своим детям играть только с такой «мусульмански правильной» куклой. Но не все разделяют этот положительный взгляд. Многие видят в этой кукле тенденцию распространения консервативных взглядов на Востоке, а также пропаганду мусульманского вероисповедания. Особенно сейчас, когда новости пестрят заголовками о вербовке в террористы наших юношей и девушек, кукла Фулла навевает смешанные чувства. Ребёнку всегда интересно всё необычное и непривычное – увидит такую игрушку, станет расспрашивать. А если родитель не удовлетворит интерес, если просто запретит, скажет «нельзя»? Запретный плод всегда сладок.
В игре ребёнок всегда примеряет образ куклы на себя. Вот сегодня он играет пожарным, а завтра берёт в руки куклу индийского танцора. Увлекшись какой-нибудь игрой, он уже не может разделить, где закачивается его личность, где начинаются чужие мысли и взгляды. Может быть, за интересом к игрушке стоит погружение в культуру другой страны, отречение от своих исконных корней? С другой стороны, дети всегда живут миром своих виртуальных героев в космических сагах, вымышленных мирах, и родителей это не пугает. Ведь вырастая, ребёнок понимает, что это была просто сказка, фантазия. А если ваш малыш с малых лет начинает мечтать о жизни в другой стране? Пожалуй, каждый родитель испугается, что это реально может произойти и ребёнок покинет его. Тогда подобные опасения, скорее всего, будут превалировать над возможным расширением кругозора малыша. И взрослый, наверное, предпочтёт умалчивать до поры-до времени о богатом разнообразии мира?
Уважаемые читатели!
Как обычно, мы ждём ваши мнения и отклики на поднятую проблему. Как вы считаете, таят ли ярко выраженные национальные игрушки в себе какую-либо угрозу. Нужно ли расширять кругозор ребёнка в раннем возрасте, или он вырастет и сам узнает то, что ему будет нужно? Играет ли ваш ребёнок с традиционными куклами? Самые интересные и спорные мнения мы опубликуем на страницах следующего номера. Ждём ваши письма по адресу: info@i-igrushki.ru.Екатерина Тимашева, выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- Как Шустрик со своими правами знакомился
- Всё для организации игрового пространства!
- Играть или не играть. Отзывы наших читателей
- Осторожно, подростки! Взаимоотношения в вашей семье
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку