"Игры и Игрушки" №2-2018
Ваш ребёнок готов к школьному обучению?
Готовность к школьному обучению – это жизненный этап ребёнка, к которому нужно очень серьёзно относиться. Степень готовности ребёнка к обучению обеспечит будущему школьнику уровень адаптации и в дальнейшем – успешность обучения.
Формирование достаточного для школьного обучения уровня психологической готовности ребёнка включает в себя: развитие произвольного поведения, наличие познавательной мотивации, определённый уровень развития всех психических процессов и уровень знаний об окружающем мире. Таким образом, готовность ребёнка к школе – это не только определённый набор знаний и умений, накопленных к 7-летнему возрасту, а целая структура, которая состоит из следующих элементов:
- мотивационная готовность, которая напрямую связана с новой социальной позицией – ролью обучающегося, школьника;
- интеллектуальная готовность, предполагающая наличие у ребёнка достаточно высокого уровня развития психических процессов, связной речи, знаний об окружающем мире и способами овладения информацией;
- волевая готовность, которая означает сформированность произвольности психических процессов и эмоционально-волевой сферы;
- зрительно-моторная координация, уровень развития которой поможет школьнику одновременно и смотреть на предмет, и переписывать с образца.
Для того, чтобы в детском саду правильно сформировать у детей готовность к школе, необходимо грамотно целенаправленно и комплексно взаимодействовать всему социальному окружению будущего ученика. Чтобы помочь дошкольнику адаптироваться к предстоящим нагрузкам, очень важно создать у родителей правильный взгляд на проблему готовности к школьному обучению. Этому способствуют встречи специалистов дошкольного учреждения с родителями воспитанников подготовительных групп в виде общих родительских собраний и личных консультативных встреч. Во избежание разного рода психологических барьеров, связанных со школой, психолог дошкольной организации должен много работать с родителями будущих первоклассников.
Например, это могут быть советы, оформленные в виде стендовой консультации или буклетов:
1. Не запугивайте ребёнка школой, невольно употребляя: «Ты так долго думаешь, тебя и в школу не возьмут!», «С таким поведением в школе будешь одни двойки получать!»
2. Постарайтесь познакомить дошкольника со школой до начала обучения в ней: походите по территории, попробуйте зайти с ребёнком в класс после окончания уроков, познакомиться с учителем. Было бы даже не плохо, если бы ваше чадо попробовало посидеть за партой, ощутить себя в роли «ученика», чтобы была возможность немного осмотреться вокруг, привыкнуть к школьной обстановке.
3. Если получится, познакомьте будущего школьника с его возможными одноклассниками, чтобы ребёнок не боялся попасть в новый, незнакомый ему детский коллектив.
4. Посмотрите мультфильмы и фильмы о школе, почитайте стихи и рассказы, связанные со школьной тематикой, побеседуйте с ребёнком на тему школы, конечно же, в положительном русле.
5. Познакомьте будущего первоклассника с распорядком дня школьника, попробуйте применить его в жизни: определите в игровой форме время для «уроков», «перемен», «обеда» и прочее.
6. Поиграйте, будто вы учитель, а он ученик и наоборот. Ребёнку должно быть комфортно не только в новых для него стенах школы, но и в новой социальной роли «ученика».
Используя ролевую игру, можно познакомить будущего первоклассника с его предстоящими обязанностями, заботами и ответственностью. Важно понимать, что ученик школы - это очень значительное звено в общей цепи, в команде, в классе. И для полноценного, успешного обучения, ребёнку необходимо уметь чётко выполнять правила поведения, быть способным слышать и слушать инструкции взрослого. А, кроме того, уметь контролировать свои эмоции и представлять, что могут чувствовать в разных ситуациях партнёры по общению. Здесь вам помогут любые игры из серии «Скоро в школу», «Эмоции», «Правила поведения» и подобные.
По мере «проигрывания» школьных ситуаций, у ребёнка будут формироваться определенные навыки – соблюдение школьных правил, режимных моментов, нормы поведения и дисциплина. Обязательно учите ребёнка вежливой манере общения, это непременно сыграет положительную роль не только в его общении с учителями и сверстниками, а также в дальнейшем пригодится ему во взрослой жизни.
Ирина Цыганова, педагог-психолог I кв. категории
АОУ детский сад № 26 «Незабудка»
Рекомендуем почитать
- Безопасное купание
- Интернет-магазин игрушек «Город мастеров»
- Всероссийский профессиональный конкурс «Игровые технологии в современном образовании» – 2018
- Страна умных игр
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии