"Игры и Игрушки" №2-2018
Комиксомания
Что такое комикс?
Комикс (от англ. comic — смешной) — рисованная история, рассказ в картинках. Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство. Что такое комиксы с точки зрения воспитательных и образовательных задач? Это возможность заинтересовать ребёнка при помощи сюжетных картинок каким-либо художественным произведением? Или это просто развлечение, пассивный отдых, способ ненадолго расслабиться в ненавязчивой компании? Давайте разбираться. Предлагаем для начала вспомнить, с чего вообще всё начиналось.История комикса
В конце XIX века журнал «Нью-Йорк Джорнел» представил на суд публики серию ярких рисунков с короткими подписями, которые повествовали о бесстрашных героях и их подвигах. Возникновению тех самых комиксов предшествовали политические карикатуры XVIII века У. Хогарта. Это была серия рисунков, объединённых общей мыслью. Новый важный этап в искусстве создания комиксов связан с деятельностью Р. Тепффера, создателя «Истории господина Вйо-Буа», и В. Буша, прославившегося стихотворной серией «Макс и Мориц». Ну, а создание «пузырьков» и рамочек, в которых размещают речь персонажей и просто разную нужную для читателя информацию, приписывают ещё одному американцу Р. Дерксу.Золотой век комиксов
Это этап в истории американских комиксов, который продолжался (по разным оценкам) с конца 1930-х до середины 1950-х годов. Первые комиксы имели исключительно юмористический характер, что соответствует толкованию английского слова, определившего их название. С появлением персонажа Супермена текущая ситуация изменилась в корне. Именно это событие в июне 1938 года и дало начало отсчёту золотого века комиксов. Супермен был настолько популярным, что вскоре супергерои в прямом смысле заполонили страницы комиксов.Вторая мировая война оказала значительную роль на содержание комиксов о супергероях, чья популярность после окончания войны пошла на спад. Наравне с супергероями в комиксах стали появляться и герои мультфильмов (Дональд Дак и Микки Маус), которые начали завоёвывать и детскую, и взрослую аудиторию.
А какие комиксы были у нас?
Самые популярные детские комиксы в нашей стране — это, безусловно, «Мурзилка» и «Весёлые картинки». Журнал «Мурзилка» появился в 1924 году, а его собрат «Весёлые картинки» - в 1956. В «Мурзилке», где работали Маршак, Михалков, Заходер, Носов, публиковались небольшие истории в картинках про жёлтое существо в красном берете, никто так и не знает: Мурзилка – мальчик, девочка или животное. Собственно, эти-то картинки и можно назвать советскими комиксами.А вот «Весёлые картинки» - это первый советский официальный журнал, в котором публиковалось очень большое количество комиксов про весёлых человечков: Карандаша, Самоделкина, Незнайку, Буратино, Чипполино. На страницах издания, кроме того, печатали рассказы, сказки, уроки рисования. Существовали и неофициальные журналы комиксов, такие как «Пионеры-Мутанты», «Человек-Колхозник», «Чекист».
Проблема
Но довольно истории. Играть в комиксы или не играть? Конечно, в традиционном смысле с комиксами не поиграешь. И всё же следует ли с их помощью отдыхать от бытовых проблем? Или комиксы вредны по своей сути?Мы не задумываемся над тем, насколько по-разному осуществляем приём информации. А ведь в распоряжении человека имеется несколько способов её получения, определяемые пятью органами чувств. Для получения визуальной информации нам необходимо зрение. Благодаря слуху мы воспринимаем информацию, поступающую в виде речи, шумов, музыки, сигналов. Органы осязания ответственны за способность восприятия тактильных ощущений. Вкусовая информация передаётся в мозг от рецепторов на языке. Обоняние позволяет различать многообразие запахов. На зрительную функцию приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.
Комиксы позволяют получить до 90% всей информации, которая в них заложена. Согласитесь, это и хорошо, и плохо одновременно, поскольку информация может быть совершенно разная. Если издатель, а в след за ним и родитель, хочет привить своему ребёнку основы грамоты (а ведь это возможно благодаря тому, что весь текст разбит на отдельные фразы, и конкретные слова таким образом легче «выхватываются» из общего текста), определённый художественный вкус, знакомство с жанрами литературы и сопоставление авторов комиксов с похожими авторами «серьёзных» литературных произведений – да, комиксы будут только на пользу. Сейчас в России очень популярны комиксы издательства «Манн, Иванов и Фербер», напечатанные на качественной бумаге, в твёрдой обложке – сразу можно предположить, что таким образом у ребёнка закладывается представление о книге и литературе как о чём-то важном, о том, что нужно беречь. Непривычный формат издания комиксов, верно?
И если это замусоленный журнал, в который на несколько страниц будет вставлена серия рисуночных рассказов, да ещё о том, как свинка Пеппа называет папу грязнулей – разве это то, чему родители хотят научить своего ребёнка? А здесь, при возможном восприятии практически всей предъявленной информации, дети этот или иной факт обязательно усвоят!
Несмотря на то, что основное получение информации осуществляется через зрительный канал, имеются определённые особенности восприятия этой информации. И здесь мы не можем не вспомнить визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Из перечисленных видов, пожалуй, лишь визуалы и дискреты будут основными потребителями рисованных рассказов. Увидев комикс, они заинтересуются, прочитают и, вероятно, захотят ознакомиться с темой детальнее. Не с продолжением развития событий и жизнеописания героев, а именно с темой, затронутой в рисованной истории. Давайте поразмышляем: ведь интерес может привести их к поиску книги или нескольких книг по данной теме. Не это ли то, к чему родители и педагоги стремятся – найти, каким образом привить детям интерес и в дальнейшем любовь к чтению?
Возвращаясь к теме передачи информации: нам понятно, что благодаря передаче данных через зрительный канал желательно и даже необходимо через комиксы подавать важную для жизни информацию, слегка разбавленную юмором, некими задачками для ума… Это если издатели и родители хотят, чтобы подрастающее поколение развивалось гармонично в физическом, социальном и душевном плане.
Ещё плюсы
Давайте продолжим отмечать достоинства комиксов. С уверенностью можно утверждать, что комикс обращает внимание на вопрос, о котором сложно рассказать иными средствами. «Элегантная лёгкость языка и кажущаяся простота иллюстраций порадовали бы и самого Эйнштейна! Кроме того, главные теоретические находки учёного объясняются аккуратно и очень понятно», - так судит об издании про великого учёного «Эйнштейн. Графическая биография» (авторы Корин Майер, Анна Симон) Мария Попова, редактор BrainPickings.org. Действительно, дети, которые не особо увлекаются точными науками в школе, вполне могут после такого издания обратить своё внимание и на физику, и на химию, и на алгебру с геометрией.Если мы говорим о детях дошкольного возраста, то комиксы неплохо развивает устную речь, поскольку можно не уметь читать, но при этом желать узнать и рассказать о приключениях героев увлекательных историй. Издателям неплохо бы обратить внимание, что, как и любое направление деятельности, комиксы в дозированных порциях помогают родителям обучать своих детей счёту, буквам, прививают интерес к художественно-изобразительному искусству, кого-то стимулируя заняться собственным изобразительным творчеством.
Рисунки и их расположение, а также различные вспомогательные элементы призваны поддержать последовательность событий в повествовании. В русском языке существует чёткое направление движения глаз при чтении или движения руки при письме: слева направо. До определённого периода в развитии дети могут воспринимать изображения в неверном направлении. Тогда при совместном прочтении комиксы выступают в роли тренажёра, когда взрослый показывает нужную последовательность и учит, что вот здесь начало, а там окончание (строки или повествования).
А минусы?
Если ваш ребёнок не хочет читать в принципе, то, наверное, даже комиксы не заставят его изменить свою позицию. Из истории появления комикса мы поняли, что исконно русских, традиционных, уходящих вглубь истории нашей страны рисованных картинок нет. Но русские народные сказки всем возрастам покорны! Получается, что для нашей культуры более приемлемое литературное направление – это сказка, а не комиксы, которые, во-первых, чаще всего рассказывают о чужой истории и чужих героях; во-вторых, не имеют большого разнообразия сюжета; и, в-третьих, выбирают не слишком удачную тему – война, баталия, противостояние и противопоставление героев.Комиксы, направленные на рассматривание картинки, обогащают речь только при совместном чтении родителей и детей. В иных случаях в больших дозах они отбивают охоту к длительному вдумчивому чтению, что приводит к отсутствию формирования в человеке грамотности и возможности размышлять устно и письменно. Кроме того, издатель может «подсунуть» своё видение мироздания. И тогда в дальнейшем сложно переучить ребёнка, «ведь в книге так написано» (нарисовано). А что будет дальше – появятся ли новые яркие герои и в каком направлении станет развиваться этот жанр, – покажет время, ведь история современного периода только пишется…
Дорогие читатели! Мы в очередной раз затронули волнующую тему в попытке разобраться, что такое комиксы. Читать или не читать, играть или не играть – решать вам! А нам, как вы помните, важно знать ваше мнение. Пожалуйста, присылайте ваши суждения на эту тему на электронный адрес издательства redactor@i-igrushki.ru. Самые неоднозначные из них, как обычно, вы найдёте на страницах следующего номера.
Ольга Алфёрова, выпускающий редактор
Екатерина Потапова, библиотекарь,
библиотека № 187 г. Москва
Рекомендуем почитать
- «Секретные задания» или как уберечь ребёнка от простуды
- Международная конференция руководителей организаций дошкольного образования
- Возвращаемся к своим истокам
- Новости
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии