"Игры и Игрушки" №2-2018
Методика раннего развития Марии Монтессори
В современном мире существует огромное множество методик развития детей. Многие родители в замешательстве – что же выбрать? Я, как неравнодушная мать, окунувшись в огромный мир всевозможных разработок, решила изучить самые известные методики, используемые родителями разных стран, и, конечно, готова поделится своими взглядами с вами, уважаемые читатели. Для начала я хотела бы остановиться на системе раннего развития Марии Монтессори. Почему? Да просто описываемые условия методики очень легко реализовать дома, не имея специальной педагогической подготовки.
В прошлом номере я читала статью на тему раннего развития, вот она, почитайте и вы №1-2018, и решила поделится с вами своими познаниями методики Монтессори и опытом реализации этой методики в домашних условиях.
Мария Монтессори – это итальянский врач и педагог, которая благодаря своей плодотворной деятельности смогла разработать 12 основных принципов, которые и являются основой её обучения:
Главное правило методики – уважение к окружающим. Это значит, что полуторагодовалый малыш начинает быстро осознавать, что нельзя отбирать игрушку у партнёра по игре, а в финале следует положить материал туда, откуда его взял, ни в коем случае не оставляя после себя беспорядок. Ещё не очень привычно для многих из нас то, что перед педагогом ставится задача не «вести» ребёнка, а идти за ним. То есть малыш в специально созданной среде действует полностью самостоятельно, педагог же при этом изредка направляет, иной раз помогает и обязательно отмечает достижения.
Система раннего развития Монтессори доступна для реализации в домашних условиях. Игровой материал, который необходим для занятий, легко приобретается или изготавливается самостоятельно. А музыкальное сопровождение сегодня без проблем можно найти и скачать в интернете. Родителям лишь следует быть целеустремлёнными и жаждать оказывать помощь своему чаду. Даже если у вас не один ребёнок, а больше, детям можно предложить выполнять разные задания, но из одной игровой зоны, при этом старшие будут помогать младшим. Итак, для реализации идеи домашних занятий по Монтессори следует чётко разграничить комнату на определённые зоны, которые будут заполнены дидактическим материалом и помогут взрослым соблюдать порядок, а детям - разбираться в имеющихся «игрушках». О каких зонах идёт речь?
Зона практики, где дети получают начальные бытовые навыки. Для детей в возрасте одного года эта зона имеет половые щётки и совки для сборки мусора. Дети двухлетнего возраста здесь найдут разнообразные шнуровки и пуговицы для развития моторики. Детям старше трёх лет в эту зону следует положить наборы для чистки обуви и стирки.
Зона восприятия – то место, в котором все игрушки различаются по форме, весу, размеру и цвету. Здесь малыш станет тренировать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения, все виды памяти и внимания.
Зона математики – тот уголок, в котором материалы (это могут быть счётные палочки или геометрические фигуры) непосредственно связаны с математикой и развивают навыки абстрактного мышления, воспитывают терпение и концентрацию внимания.
Зона языка — это кубики, азбуки, прописи, объёмные кубики, то есть всё, что связано с формированием навыка письма и чтения.
Зона космоса предполагает знакомство малыша с окружающим миром: с загадками природы, погодными явлениями, культурой разных стран мира. Материалом служат фигурки животных, карты, ракушки, камешки, книги и прочее.
К сожалению, у системы Монтессори при её очевидных плюсах имеется один большой минус: она делает упор на развитие аналитического мышления, а творческими способностями пренебрегает. Впрочем, педагоги современных специализированных детских центров Монтессори стараются уделять внимание и этой стороне развития личности. Так же каждый родитель может адаптировать методику Монтессори под своего малыша, добавив в неё элементы художественно-эстетического развития.
В прошлом номере я читала статью на тему раннего развития, вот она, почитайте и вы №1-2018, и решила поделится с вами своими познаниями методики Монтессори и опытом реализации этой методики в домашних условиях.
Мария Монтессори – это итальянский врач и педагог, которая благодаря своей плодотворной деятельности смогла разработать 12 основных принципов, которые и являются основой её обучения:
- ребёнка учит то, что его окружает;
- если ребёнка часто критикуют, он учится осуждать;
- если ребёнка часто хвалят, он учится оценивать;
- если ребёнка обижают, он учится драться;
- если с ребёнком честны, он учится справедливости;
- если ребёнка часто высмеивают, он учится быть робким;
- если ребёнка оберегают, он учится верить;
- если ребёнка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым;
- если ребёнка часто одобряют, он учится хорошо к себе относиться;
- если ребёнку демонстрируют снисходительность, он учится быть терпеливым;
- если ребёнка часто подбадривают, он учится уверенности в себе;
- если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь.
Главное правило методики – уважение к окружающим. Это значит, что полуторагодовалый малыш начинает быстро осознавать, что нельзя отбирать игрушку у партнёра по игре, а в финале следует положить материал туда, откуда его взял, ни в коем случае не оставляя после себя беспорядок. Ещё не очень привычно для многих из нас то, что перед педагогом ставится задача не «вести» ребёнка, а идти за ним. То есть малыш в специально созданной среде действует полностью самостоятельно, педагог же при этом изредка направляет, иной раз помогает и обязательно отмечает достижения.
Система раннего развития Монтессори доступна для реализации в домашних условиях. Игровой материал, который необходим для занятий, легко приобретается или изготавливается самостоятельно. А музыкальное сопровождение сегодня без проблем можно найти и скачать в интернете. Родителям лишь следует быть целеустремлёнными и жаждать оказывать помощь своему чаду. Даже если у вас не один ребёнок, а больше, детям можно предложить выполнять разные задания, но из одной игровой зоны, при этом старшие будут помогать младшим. Итак, для реализации идеи домашних занятий по Монтессори следует чётко разграничить комнату на определённые зоны, которые будут заполнены дидактическим материалом и помогут взрослым соблюдать порядок, а детям - разбираться в имеющихся «игрушках». О каких зонах идёт речь?
Зона практики, где дети получают начальные бытовые навыки. Для детей в возрасте одного года эта зона имеет половые щётки и совки для сборки мусора. Дети двухлетнего возраста здесь найдут разнообразные шнуровки и пуговицы для развития моторики. Детям старше трёх лет в эту зону следует положить наборы для чистки обуви и стирки.
Зона восприятия – то место, в котором все игрушки различаются по форме, весу, размеру и цвету. Здесь малыш станет тренировать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения, все виды памяти и внимания.
Зона математики – тот уголок, в котором материалы (это могут быть счётные палочки или геометрические фигуры) непосредственно связаны с математикой и развивают навыки абстрактного мышления, воспитывают терпение и концентрацию внимания.
Зона языка — это кубики, азбуки, прописи, объёмные кубики, то есть всё, что связано с формированием навыка письма и чтения.
Зона космоса предполагает знакомство малыша с окружающим миром: с загадками природы, погодными явлениями, культурой разных стран мира. Материалом служат фигурки животных, карты, ракушки, камешки, книги и прочее.
К сожалению, у системы Монтессори при её очевидных плюсах имеется один большой минус: она делает упор на развитие аналитического мышления, а творческими способностями пренебрегает. Впрочем, педагоги современных специализированных детских центров Монтессори стараются уделять внимание и этой стороне развития личности. Так же каждый родитель может адаптировать методику Монтессори под своего малыша, добавив в неё элементы художественно-эстетического развития.
Марина Палочкина,
неравнодушная мама двоих детей
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку