"Игры и Игрушки" №5-2013
Тырыынка — это просто!
Смысл выражения «играть в бирюльки» понятен всем, но многие ли знают, в чём состоит эта старинная русская игра? В наших силах раздобыть набор бирюлек и поиграть в них с детьми. А ещё можно познакомить ребятишек с замечательной якутской игрой тырыынка, не менее интересной и полезной
Традиционные игры — один из наиболее доступных дошкольникам элементов национальной культуры. С их помощью можно приобщить детей к культуре своего народа, они способствуют развитию национального самосознания, без которого невозможно терпимое отношение к представителям других национальностей.
Сходство некоторых традиционных игр, особенно если дети сами его заметят, даёт прекрасную возможность поговорить о том, что все мы такие разные и одновременно похожие. Бирюльки и тырыынка — эти игры идеально подходят для решения всех этих важных педагогических задач, и хотя на первый взгляд они не похожи, но правила у них аналогичные.
Что же такое игра «тырыынка»? Она доступна детям с четырёх-пяти лет, нравится младшим школьникам и даже взрослым. Прежде чем начинать игру, следует познакомить детей с её родиной — республикой Саха (Якутия). Можно, например, показать якутскую сказку о непослушном медвежонке из коллекции мультфильмов «Гора самоцветов». Авторы мультфильма в доступной детям красочной форме рассказывают о природе и жителях Якутии, о её традиционных промыслах и современной промышленности.
Детям постарше можно показать республику Саха на карте России, рассказать, что там протекает самая длинная и полноводная река нашей страны — Лена. Есть там скалистые горы, непроходимая тайга и суровая тундра. В Якутии находится и самая холодная местность в России, зимой там иногда бывает минус 70°. Чтобы не скучать длинными холодными зимами, якуты давно придумали интересные игры, с одной из них мы сейчас познакомимся.
Аналоги простой и полезной якутской игры «тырыынка» существуют у многих народов мира: на Руси издавна играли в бирюльки, а в Японии аналогичная игра называется «микадо».
Для игры «Тырыынка» нужно подготовить палочки длиной до 10–12 см, толщиной около 2 мм. Традиционно их делали из ивовых прутьев, но городским жителям проще всего использовать деревянные шампуры, которые продаются в любом супермаркете. Палочек должно быть столько, чтобы ребёнок мог легко обхватить их пальцами, по нашему опыту, это около 50 штук. При большем количестве игра становится менее динамичной.
У шампуров необходимо отрезать острые концы так, чтобы остались ровные палочки нужной длины. Ещё потребуется одна «палочка-помогалочка» — её концу придаётся форма ложечки или лопаточки. При желании палочки можно раскрасить краской или фломастерами, «помогалочку» в этом случае необходимо выделить.
Варианты правил:
Чтобы сделать игру по-настоящему увлекательной, взрослому следует эмоционально комментировать действия всех игроков, отмечать их ловкость, сочувствовать тем, кому пока не везёт, озвучивать правила перехода хода. Дошкольники легко перенимают доброжелательный стиль высказываний и поведения, что впоследствии помогает им организовать игру без взрослого.
В 4–5 лет дети увлекаются вытаскиванием палочек и мало следят за действиями других игроков. Передача «палочки-помогалочки» позволяет выделить переход хода как важный элемент игры, стимулирует детей следить за действиями тянущего палочки и выполнением правил: «чтобы палочки не шевелились» и «больше трёх подряд не вытаскивать». Таким образом, игра привлекает внимание к действиям сверстников, развивает способности к общению и взаимодействию. Кроме того, развивается ловкость, мелкая моторика, внимание, навыки счёта.
Традиционные игры — один из наиболее доступных дошкольникам элементов национальной культуры. С их помощью можно приобщить детей к культуре своего народа, они способствуют развитию национального самосознания, без которого невозможно терпимое отношение к представителям других национальностей.
Сходство некоторых традиционных игр, особенно если дети сами его заметят, даёт прекрасную возможность поговорить о том, что все мы такие разные и одновременно похожие. Бирюльки и тырыынка — эти игры идеально подходят для решения всех этих важных педагогических задач, и хотя на первый взгляд они не похожи, но правила у них аналогичные.
Что же такое игра «тырыынка»? Она доступна детям с четырёх-пяти лет, нравится младшим школьникам и даже взрослым. Прежде чем начинать игру, следует познакомить детей с её родиной — республикой Саха (Якутия). Можно, например, показать якутскую сказку о непослушном медвежонке из коллекции мультфильмов «Гора самоцветов». Авторы мультфильма в доступной детям красочной форме рассказывают о природе и жителях Якутии, о её традиционных промыслах и современной промышленности.
Детям постарше можно показать республику Саха на карте России, рассказать, что там протекает самая длинная и полноводная река нашей страны — Лена. Есть там скалистые горы, непроходимая тайга и суровая тундра. В Якутии находится и самая холодная местность в России, зимой там иногда бывает минус 70°. Чтобы не скучать длинными холодными зимами, якуты давно придумали интересные игры, с одной из них мы сейчас познакомимся.
Аналоги простой и полезной якутской игры «тырыынка» существуют у многих народов мира: на Руси издавна играли в бирюльки, а в Японии аналогичная игра называется «микадо».
Для игры «Тырыынка» нужно подготовить палочки длиной до 10–12 см, толщиной около 2 мм. Традиционно их делали из ивовых прутьев, но городским жителям проще всего использовать деревянные шампуры, которые продаются в любом супермаркете. Палочек должно быть столько, чтобы ребёнок мог легко обхватить их пальцами, по нашему опыту, это около 50 штук. При большем количестве игра становится менее динамичной.
У шампуров необходимо отрезать острые концы так, чтобы остались ровные палочки нужной длины. Ещё потребуется одна «палочка-помогалочка» — её концу придаётся форма ложечки или лопаточки. При желании палочки можно раскрасить краской или фломастерами, «помогалочку» в этом случае необходимо выделить.
Правила игры «тырыынка»
Могут играть двое и более детей. Очерёдность определяется по жребию или считалке. Первый игрок держит палочки вертикально в одной руке, упирает их нижними концами в стол и резко ослабляет их захват. Палочки рассыпаются по столу, образуя замысловатую кучу. Первый игрок собирает откатившиеся от кучи палочки и откладывает их в сторону. После этого он руками или с помощью «помогалочки» очень осторожно вытаскивает палочки из кучи по одной. В случае малейшего движения других палочек право хода передаётся следующему игроку. Когда куча закончится, по наибольшему количеству набранных палочек определяется победитель. В следующем коне он начинает игру.Варианты правил:
- Один игрок не может тянуть больше трёх (или пяти) палочек подряд.
- Если при вытаскивании палочки куча шелохнулась, то эту палочку возвращают в кучу сверху.
- Игра продолжается, пока кто-то не наберёт некоторое оговоренное число палочек.
Как организовать игру
По мнению современных психологов, лучший способ передачи традиционной игровой культуры — совместная игра детей со взрослым. При этом взрослый выступает в роли партнёра и эмоционально выражает заинтересованность ходом игры. Игровые правила, критерии выигрыша и правило перехода от одного цикла игры к другому объясняются детям в ходе игры. Через 2–3 игровых цикла взрослый уступает своё место не знакомому с правилами ребёнку, чем стимулирует остальных игроков к объяснению правил.Чтобы сделать игру по-настоящему увлекательной, взрослому следует эмоционально комментировать действия всех игроков, отмечать их ловкость, сочувствовать тем, кому пока не везёт, озвучивать правила перехода хода. Дошкольники легко перенимают доброжелательный стиль высказываний и поведения, что впоследствии помогает им организовать игру без взрослого.
В 4–5 лет дети увлекаются вытаскиванием палочек и мало следят за действиями других игроков. Передача «палочки-помогалочки» позволяет выделить переход хода как важный элемент игры, стимулирует детей следить за действиями тянущего палочки и выполнением правил: «чтобы палочки не шевелились» и «больше трёх подряд не вытаскивать». Таким образом, игра привлекает внимание к действиям сверстников, развивает способности к общению и взаимодействию. Кроме того, развивается ловкость, мелкая моторика, внимание, навыки счёта.
Екатерина Алексанова,
педагог дополнительного образования
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку