"Игры и Игрушки" №1-2023
Нужно ли заниматься с малышом, и что делать, если он не хочет?
Итак, начинаем с самого рождения. Малыш в раннем возрасте импульсивен, в том числе импульсивна и его «умственная деятельность», существует даже понятие «инстинкт что-то делать». Именно руководствуясь этим принципом и будем воспитывать наших деток легко и непринужденно. Заставлять ребёнка не придётся, он активен от природы.
С чего начнём?
Педагогическая наука считает приоритетным развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира на основе органов чувств. Освоение сенсорных (чувственных) эталонов и моделей (форма, размер, цвет, положение в пространстве, вкус, запах, звучание, температура и так далее) происходит с самого раннего возраста через манипуляции игрушками небольшого размера (чтобы ребёнок мог их удерживать), такими как мячик, обруч, шар, цилиндр и куб, а также любыми безопасными и эстетичными их вариантами (пирамидки, погремушки, кольца, растяжки на коляски, кроватки, подвески и другое). Они могут быть выполнены из различных материалов, разного цвета, размера, съедобные и так далее. С 2-х лет можно предлагать малышу раскладывать сериационные ряды предметов по убыванию и возрастанию (матрёшки, пирамидки и другое).Далее расширение представлений идёт по принципу – «мир чувственных вещей в картинках» через эмоционально-познавательное общение со взрослым. Есть множество «умных» книг нам в помощь: «Большая энциклопедия для малышей от 1 до 3 лет» и старше, предметные картинки по темам «мир в картинках», игровые книжки с «окошками», объёмные, звуковые и другие. Цель – закрепление умения действовать с предметами и говорить. Кроме всего прочего, книги помогут ребёнку проявить и определить свои личные интересы, способности к чему-либо.
Мечта родителей – гармония развития ума и тела ребёнка, и это правильно. Необходимо развивать силы, которыми ум должен управлять. «Упражняйте непрерывно его тело; сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным; пусть он действует, бегает, кричит, пусть он всегда будет в движении: пусть он будет взрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по разуму» (Ж-Ж. Руссо).
С 1,5-2 лет рекомендуем предложить ребёнку порисовать или полепить. Это уже творческий процесс, который приносит малышу много радости, удовольствия и открытий, особенно при использовании новых технологий. Например, рисование водой в специальных раскрасках, или рисование на воде Эбру, на световых планшетах и другое. Лепка из глины, из теста, из скульптурного, воздушного или классического пластилина и другое.
Нужно ли заниматься или играть с ребёнком, если он не хочет?
Конечно, нет! А вот поощрять любознательность ребёнка для «сообщения ему активности и действенности» – обязательно. Например, Д. Локк советует: «С каким бы вопросом ребёнок ни обратился, не следует обрывать или обескураживать его, как и допускать, чтобы над ним смеялись; а нужно отвечать на все его вопросы, объяснять ему всё, что он желает знать, и делать это настолько понятным для него, насколько возможно при его возрасте и развитии». По словам нашего учёного А.Н. Леонтьева, любознательность – ценное качество личности, «стремление человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса детям свойственны достаточно сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью».И все-таки, главная деятельность для дошкольника – игра. Это «сфера, в которой детской выдумке надо предоставить слово и прислушиваться к нему», «необходимо предоставлять ей полную свободу в придумываемых детьми играх». Ролевая игра возникает в 3 года и продолжает формироваться до 8 лет. Вначале она непродолжительна, но в старшем возрасте развитие сюжета может длиться несколько дней в зависимости от кругозора и фантазии игроков. Здесь приобретается бесценный опыт социальной жизни.
Как регулировать нагрузку?
Всё зависит от возраста, самочувствия и физического состояния, индивидуальных особенностей ребёнка. Малышу от рождения до 1,5 лет достаточно 5-7 минут манипуляций с предметами или эмоциональных игр, он ещё не может долго удерживать внимание. Детям постарше нагрузку увеличиваем по 10-15 мин в каждом возрастном диапазоне.Но если вы видите, что ребёнок устал, отвлекается, капризничает, переключите его внимание, проверьте его физическое состояние, сходите на прогулку. Всё должно быть в радость и вам, и вашему ребёнку.
Занимайтесь со своими детьми, играйте, но главное – любите!
Елена Шулика, заведующий, педагог 1 кат.,
МБДОУ №32, г. Ковров Владимирской обл.
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии