"Игры и Игрушки" №1-2023
Десять лайфхаков от логопеда
Заниматься с логопедом иной раз совершенно не хочется. А выполнять артикуляционные упражнения для развития мышц языка, губ, щек необходимо, так как в речи участвуют именно эти органы. Для таких случаев можно прибегнуть к некоторым лайфхакам от логопедов, которые будут в помощь родителям
Лайфхак №1
Для выполнения артикуляционных упражнений можно прибегнуть к сладостям или аскорбинке. Да, обычные конфеты, как «Ириска» или большие белые витаминки «Аскорбиновая кислота» с разными вкусами. Если это аскорбинка, то отломить кусочек и положить под язык, для упражнения «Горка», при этом язык выгибается, а кончик языка удерживает аскорбинку насколько это возможно. Выполнять можно под счёт до 5 или 10. Детям очень нравится такая вкусная гимнастика.Лайфхак №2
Для тренировки мышц языка можно использовать сок, компот, сладкий чай или просто воду. Но всё же лучше, чтобы напиток был с каким-то вкусовым раздражителем. Ребёнок выдвигает язык вперёд, лучше в виде «чашечки», взрослый капает из пипетки или из маленькой чайной ложечки по капельке любой напиток, а ребёнок под счёт до 5 или 10 старается удержать каплю на языке. Призовой момент – это конечно же, сам любимый напиток.Лайфхак №3
Для артикуляционной гимнастики и тренировки мышц языка можно использовать хрустящую соломку или просто коктейльную трубочку. Соломку можно положить на верхнюю губу и, подтягивая губу к носу, удерживать соломку, при этом вытягиваются губы в позиции «Трубочка» или «Хоботок». Ещё соломку можно положить на край языка и подтянуть к верхней губе. Также, соломку можно держать на вытянутом языке и стараться удержать её, чтобы не упала. Все упражнения лучше выполнять под счёт. А наградой будет вкусная соломка.Лайфхак №4
Упражнения на выработку воздушной струи. Берём обычную или синтетическую вату, кусочек. Кладем её на нос и дуем. Дуть нужно не прямо перед собой, а вверх, на нос. Это не всегда удаётся с первого раза, но когда получается, то вызывает восторг и у детей, и у взрослых. Стараемся дуть длинно и удерживать ватку над собой дольше. Можно назвать это упражнение «Парашют».Лайфхак №5
Для воздушной струи можно сделать из салфеток маленький комок-мячик. Из любого конструктора или подручных средств построить ворота и играть с ребёнком в футбол. У кого сколько голов забьётся, или кто дальше задует мячик в ворота. При этом, нужно либо присесть возле стола, либо сделать такую поверхность, с которой легко и доступно будет каждому игроку сдувать мячик.Лайфхак №6
Автоматизация звуков процесс не из лёгких и достаточно затяжной. Предлагаю массажный мячик «Су-джок» с двумя пружинками внутри. Пружинка в виде колечка. Её можно катать по пальцу вниз, а затем вверх и произносить слова с нужным нам звуком. Например, отрабатываем звук [Р]. Говорим Ррррррроза. Пока «рычим» рррррр, пружинка скатываем по пальчику вниз. Дошли до конца и сказали все слово целиком. Затем новое слово Ррррррак, пружинку катим вверх. Таким образом тренируем мелкую моторику и автоматизируем звуки.Лайфхак №7
Интересная автоматизация звуков и развитие грамматических навыков с увеличительным стеклом или лупой. Можно дать готовые карточки с картинками, или взять раскраски с карандашами и сначала раскрасить нужные нам предметы. Допустим, получился синий слон, синий сом, синий самокат, синий самосвал и так далее. Берём лупу и видим огромные изображения наших предметов, изменяем слово, делая его большим: синий сомище, синий самокатище, синий слонище.Лайфхак №8
Игра «Чепуха». С помощью этой игры можно развивать фантазию, пополнить словарный запас и одновременно автоматизировать звуки. Задаем ребенку звук. Например, звук [Л]. Ребёнок должен придумать предложение, а затем целый рассказ или историю, где все слова будут начинаться на звук [Л]. Например, Лида ласкала любимого лабрадора. Лабрадор лакомился «Лакомкой». Получается весело, иногда абсурдно, а дети получают от этого восторг и пользу.Лайфхак №9
Ещё одна игра, в которую можно играть по дороге в школу или детский сад. «Радисты». Тут придётся заранее потрудиться и придумать интересные предложения, смешные и нелепые, может быть связанные с какими-то важными событиями из жизни малыша. Начать можно с предложений из трёх слов, значит ребёнок отгадает слово из трех букв. А далее увеличивать количество слов в предложении, соответственно – букв в слове. Составляем новое слово по первым буквам из слов в предложении. Например: Саша обещал нырнуть (С О Н); Крокодил Алеша шагал по облакам. (К А Ш П О)Лайфхак №10
Для мотивации ко всем этим занятиям можно сделать цветок-ромашку, дерево с веточками и листьями, домики с окошками и тому подобное. Где ребёнок будет или приклеивать наклейки за выполненные задания, или выбирать задания. А можно сделать наклейки на липучках и каждый раз менять тему наклеек. Главное, пройти все лепестки у ромашки или собрать все листочки на дереве. А в конце, конечно же поощрительный приз. Таким образом, ребёнок будет стремиться выполнить всё, что от него просят родители и педагоги.
Марина Палочкина, учитель-логопед
ГБОУ Школа 460 г. Москва
Рекомендуем почитать
- БОНДИЛОГИКА
- Горячая десятка июня по версии ИгрушкаПоиска
- Обязательны ли светоотражатели для школьников?
- Весна на носу
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку