"Игры и Игрушки" №3-2021
Не люблю играть с ребёнком, что делать?
Игра – основной вид деятельности у малышей, ну а родители – лучшие напарники в игре. Эту истину знают все. Порой смотришь на некоторых родителей, как будто все они прирождённые педагоги: и поделки делают, и в активные игры играют, и развивают детей по пособиям. Но что делать, если не получается включиться в игру эмоционально? Играть только потому, что так надо, или не играть, и чувствовать при этом свою вину перед ребёнком? Давайте обсудим этот вопрос
Психологи советуют уделять совместной деятельности с малышом минимум полчаса-час в день. Это положительно влияет на детско-родительские отношения и сказывается на всестороннем развитии малыша. Но, у родителей, как и у детей разные темпераменты, предпочтения, желания и возможности. Кто-то готов весь день играть с малышами в прятки, в салоны красоты или устраивать гонки с машинками, а у кого-то работа и домашние хлопоты могут занимать большую часть времени, и, как следствие, сил на игры не всегда хватает. А кто-то просто не любит играть с детьми, и они это чувствуют.
Если у родителей есть время на игры с ребёнком – это замечательно. Но, следует помнить, что любая деятельность должна быть в удовольствие для всех участников процесса в одинаковой степени. И тут нужно определиться, действительно ли вы в данный момент хотите поиграть с ребёнком. Дети «впитывают» то, что видят вокруг: ценности своих родителей, их образ жизни и поведение, а потом воспроизводят увиденное в своих ролевых играх. Зачастую в этом кроется ответ на вопрос о том, почему многие взрослые не любят играть с детьми. Для детей всё происходит в новинку, для взрослых же это привычные действия, с которыми они сталкиваются ежедневно. Например, девочка хочет поиграть в парикмахера, научиться делать новые причёски для кукол и просит маму помочь ей. А тем временем её мама, ежедневно работая в салоне красоты, придя домой совсем не хочет воспроизводить те же самые действия ещё и в игре.
Ещё одной причиной отказа играть с детьми является непонимание родителями психологического смысла совместных игр и их влияния на развитие малышей. Зачастую такие родители были сами обделены совместной игрой в детстве и не играть со своими детьми считают нормой. А постоянные просьбы ребёнка поиграть с ним – раздражают. Действительно, для многих современных родителей игра и раннее развитие детей – это абсолютно новый опыт. Вспомните, как часто играли с вами ваши родители? Абсолютное большинство сможет перечислить эти единичные моменты по пальцам, а кто-то и вообще не вспомнит о них. Как правило, нам говорили: «Иди, поиграй с ребятами во дворе!» или «Займи себя сам!». Сейчас же мы являемся фактически первым поколением родителей, которое уделяет огромное внимание развитию детей: с пелёнок водим их в кружки, а дома дополнительно занимаемся по различным методикам, вычитанным в Интернете. Тот, кто не находит на это времени и сил, начинает корить себя за то, что он плохой родитель. Хотя на самом деле это не так.
Ещё один момент, о котором в повседневной жизни никто и не задумывается – это ценность каждого мгновения, проведённого вместе. Да, дети очень быстро взрослеют, время пролетает незаметно. Кажется, что буквально вчера малыш сделал свои первые шаги, а сегодня уже просит сыграть с ним в салки. Подумайте об этом, прежде чем отказать ребёнку в следующий раз. Рано или поздно, вы будете вспоминать эти моменты с теплотой и особой нежностью, скучая по ним.
Но, всё должно быть в меру! И когда ребёнок требует постоянного внимания – это тоже нужно регулировать. Возможно, трудно в это поверить, но иногда отказ ребёнку в совместных играх может быть даже полезным. Ребёнок научится адекватно воспринимать отказы. Задача родителей заключается в том, чтобы не только развить в ребёнке всевозможные умения и навыки, творческие или технические способности, но и помочь социализироваться в обществе. Важно научить малыша обращать внимание на желания других людей, уметь договариваться с окружающими. Иногда говорить ребёнку «Нет» необходимо. Он должен понять, что это нормально, и сам научиться пользоваться этим словом.
Чего родители лишают детей, отказывая им в совместных играх и чем это грозит?
Игра для детей – это лучший способ самовыражения и познания окружающего мира, а для взрослых – возможность лучше узнать своего ребёнка
А как вы относитесь к играм с детьми? Всегда ли вы готовы поддержать просьбу ребёнка или даже самостоятельно инициировать игру. Делитесь своим мнением с другими родителями и присылайте свои суждения на наш электронный адрес redaktor@i-igrushki.ru. Самые интересные из них мы обязательно опубликуем в нашем следующем номере.
Психологи советуют уделять совместной деятельности с малышом минимум полчаса-час в день. Это положительно влияет на детско-родительские отношения и сказывается на всестороннем развитии малыша. Но, у родителей, как и у детей разные темпераменты, предпочтения, желания и возможности. Кто-то готов весь день играть с малышами в прятки, в салоны красоты или устраивать гонки с машинками, а у кого-то работа и домашние хлопоты могут занимать большую часть времени, и, как следствие, сил на игры не всегда хватает. А кто-то просто не любит играть с детьми, и они это чувствуют.
Если у родителей есть время на игры с ребёнком – это замечательно. Но, следует помнить, что любая деятельность должна быть в удовольствие для всех участников процесса в одинаковой степени. И тут нужно определиться, действительно ли вы в данный момент хотите поиграть с ребёнком. Дети «впитывают» то, что видят вокруг: ценности своих родителей, их образ жизни и поведение, а потом воспроизводят увиденное в своих ролевых играх. Зачастую в этом кроется ответ на вопрос о том, почему многие взрослые не любят играть с детьми. Для детей всё происходит в новинку, для взрослых же это привычные действия, с которыми они сталкиваются ежедневно. Например, девочка хочет поиграть в парикмахера, научиться делать новые причёски для кукол и просит маму помочь ей. А тем временем её мама, ежедневно работая в салоне красоты, придя домой совсем не хочет воспроизводить те же самые действия ещё и в игре.
Ещё одной причиной отказа играть с детьми является непонимание родителями психологического смысла совместных игр и их влияния на развитие малышей. Зачастую такие родители были сами обделены совместной игрой в детстве и не играть со своими детьми считают нормой. А постоянные просьбы ребёнка поиграть с ним – раздражают. Действительно, для многих современных родителей игра и раннее развитие детей – это абсолютно новый опыт. Вспомните, как часто играли с вами ваши родители? Абсолютное большинство сможет перечислить эти единичные моменты по пальцам, а кто-то и вообще не вспомнит о них. Как правило, нам говорили: «Иди, поиграй с ребятами во дворе!» или «Займи себя сам!». Сейчас же мы являемся фактически первым поколением родителей, которое уделяет огромное внимание развитию детей: с пелёнок водим их в кружки, а дома дополнительно занимаемся по различным методикам, вычитанным в Интернете. Тот, кто не находит на это времени и сил, начинает корить себя за то, что он плохой родитель. Хотя на самом деле это не так.
Что советуют специалисты?
Ситуации бывают разные и каждую разбирать нужно индивидуально. Лучшим вариантом было бы обратиться к семейному или детскому психологу. Но, давайте попробуем рассмотреть несколько универсальных советов. Например, попробуйте вспомнить любимые игры из своего детства и постарайтесь увлечь ими ребёнка. Вдруг вашему малышу они тоже понравятся, и вы сами сможете ненадолго почувствовать себя ребёнком. В некоторых семьях раньше было принято читать сказки на ночь, вспомните эту традицию, даже если она не ваша. Если вы любите походы или у вас другие увлечения, попробуйте заинтересовать ими своего ребёнка, возможно это и станет вашей совместной игрой. Ведь не важно, как выглядит игра – важно делать что-то вместе и делать это с интересом. Игрой с ребёнком может стать даже совместное мытьё посуды, уборка в доме или приготовление любимых блюд. Ребёнок не будет чувствовать себя обделённым вниманием, а вы получите долгожданную помощь по хозяйству. И неважно, насколько хорошо у вас получается изображать грозных пиратов или супергероев, главное – сам факт совместной деятельности, который сопровождается яркими эмоциями как для взрослого, так и для ребёнка.Ещё один момент, о котором в повседневной жизни никто и не задумывается – это ценность каждого мгновения, проведённого вместе. Да, дети очень быстро взрослеют, время пролетает незаметно. Кажется, что буквально вчера малыш сделал свои первые шаги, а сегодня уже просит сыграть с ним в салки. Подумайте об этом, прежде чем отказать ребёнку в следующий раз. Рано или поздно, вы будете вспоминать эти моменты с теплотой и особой нежностью, скучая по ним.
Но, всё должно быть в меру! И когда ребёнок требует постоянного внимания – это тоже нужно регулировать. Возможно, трудно в это поверить, но иногда отказ ребёнку в совместных играх может быть даже полезным. Ребёнок научится адекватно воспринимать отказы. Задача родителей заключается в том, чтобы не только развить в ребёнке всевозможные умения и навыки, творческие или технические способности, но и помочь социализироваться в обществе. Важно научить малыша обращать внимание на желания других людей, уметь договариваться с окружающими. Иногда говорить ребёнку «Нет» необходимо. Он должен понять, что это нормально, и сам научиться пользоваться этим словом.
Чего родители лишают детей, отказывая им в совместных играх и чем это грозит?
- Адаптация в социуме у таких малышей происходит дольше и сложнее. Им тяжело принимать во внимание чужое мнение и часто они плохо справляются с эмоциональным напряжением.
- Если ребёнок постоянно будет слышать «Нет», рано или поздно он перестанет обращаться к родителям с призывом поиграть. В семье станет трудно выстраивать доверительные отношения и находить взаимопонимание.
- В совместных играх взрослые включаясь в процесс игры, переживают те же эмоции, что и ребёнок, и показывая на собственном примере, как их контролировать. Так дети учатся справляться со своими переживаниями и учатся давать им выход в реальной жизни, при этом чувствуя себя более уверенно.
- Не все дети умеют разнообразить свои игры. Родители им могут помочь в этом вопросе, предлагая новые варианты. Это благотворно влияет на развитие воображения и фантазии, учит самовыражению и стремлению к познанию нового.
- В сюжетных играх дети учатся использовать окружающие нас предметы по назначению, а иногда и замещать их другими. Видя, как мама гладит одежду, малыш старается воспроизвести эти действия с помощью безопасных для себя предметов или игрушек.
- В играх по определённым правилам своим примером родители показывают малышам, как справляться с неудачами и выражать агрессию приемлемыми способами, развивая самоконтроль. Научиться проигрывать – это тоже важный этап развития личности, ведь нельзя быть лучшим во всём.
- Совместная ролевая игра также помогает малышам «проживать» повторно те ситуации, которые уже с ними произошли или новые, которые им только предстоит пройти (походы к врачу, утренние расставания в детском саду или ссоры с друзьями), а также искать различные пути выхода из сложившихся ситуаций.
Игра для детей – это лучший способ самовыражения и познания окружающего мира, а для взрослых – возможность лучше узнать своего ребёнка
А как вы относитесь к играм с детьми? Всегда ли вы готовы поддержать просьбу ребёнка или даже самостоятельно инициировать игру. Делитесь своим мнением с другими родителями и присылайте свои суждения на наш электронный адрес redaktor@i-igrushki.ru. Самые интересные из них мы обязательно опубликуем в нашем следующем номере.
Хрущёва Светлана,
выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- Методика применения экранных средств обучения
- К 2024 году в школах РФ будут открыты 5 тысяч профильных педагогических классов
- Отзывы наших читателей
- Стенды для образовательных организаций
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку