"Игры и Игрушки" №3-2021
Методика изучения иностранных языков CLIL
Иностранный язык сегодня – это не просто средство общения, это инструмент для профессионального роста, посредством постижения другой культуры, повышения коммуникативных умений. Чтобы создать педагогическую модель для уверенного изучения детьми иностранного языка, учитель должен создать детям определённые условия для комфортного всестороннего развития. Одной из таких технологий, является CLIL-подход, который обеспечивает обучение детей иностранному языку благодаря освоению отдельных дисциплин. Иностранный язык при этом подходе выступает как средство или инструмент для изучения школьных предметов.
Методика изучения иностранных языков CLIL - это метод, который позволяет изучать предметы на разных языках. Термин CLIL сформулировал Дэвид Марш в 1994 году, хотя сам метод существует уже довольно давно и многие педагоги используют его. Метод CLIL в современном образовании играет немаловажную роль, так как сегодня пользуется большой популярностью. CLIL - это подход, который имеет преимущества перед другими и выделяется своей уникальностью. Метод предполагает изучение любого школьного предмета на иностранном языке и изучение иностранного языка, используя школьные предметы. В этом и состоит интеграция – дети получают общие знания (что первично для данного подхода), а изучение иностранного языка предполагается как дополнительная функция. CLIL-подход подразумевает работу только одного преподавателя с одной аудиторией и позволяет ученикам общаться на иностранном языке в рамках изучения школьного предмета. Преимущество метода ещё и в том, что на изучение языка не требуются дополнительные уроки, языковые и коммуникативные навыки тренируются непроизвольно в непринуждённой обстановке.
Обучение по системе CLIL имеет следующие особенности:
- Педагоги на своих уроках могут использовать любые наглядные и дидактические материалы, но таким образом, чтобы ученики понимали содержание изучаемого предмета.
- Учителя не просто объясняют какой-то учебный материал, а используют педагогические средства (игры, задания, эстафеты), чтобы дети прослушивали информацию и получали нужные умения и навыки.
- Ученики изучают язык непроизвольно, потому что сосредоточены на другом школьном предмете и его содержании, а не на самом иностранном языке.
Из положительных сторон важно отметить, что у учеников повышается мотивация для изучения иностранного языка. Дети самостоятельно и целенаправленно применяют его для решения конкретных задач и общения. Более того, им даётся возможность развивать социокультурные компетенции. Работая с большим объёмом материала, дети погружаются в языковую среду, что позволяет им чувствовать себя уверенно при изучении разных тем. Это расширяет словарный запас, мышление становится более гибким.
Отрицательные моменты тоже имеются. Для внедрения CLIL-подхода в учебный процесс у большинства учителей по предметам нет достаточных знаний иностранного языка. Следовательно, для применения данного подхода необходимо тщательно продумать систему подготовки самих учителей. Педагог должен обладать не просто языковыми знаниями, а специфическими профессиональными компетенциями: постоянно совершенствоваться, грамотно организовывать педагогическую деятельность, находить индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы дети не испытывали стресс от перегрузок.
Тем не менее, важно отметить, что CLIL-подход является неординарным и решает некоторые задачи образовательного процесса. Если педагог, при работе с CLIL правильно учитывает все факторы применения предметно-языкового интегрирования, это позволяет повышать уровень мотивации и знаний учеников. Их компетентность в языковой среде помогает детям принимать ценности других культур, совершенствовать свои коммуникативные навыки и лингвистические знания.
Цыганова Ирина Сергеевна,
педагог-психолог высшей квал. категории
ГБОУ Школа № 2044 ДО №4, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Сказочный семейный выходной на биеннале
- Развиваем внимание и ориентирование в пространстве играючи
- Печенье для Миньонов
- Мы построим город сами!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии