"Игры и Игрушки" №1-2022
Методика Селестена Френе
Француз из маленького городка уже с детства мечтал стать учителем. Будучи молодым 24-летним юношей, он проявлял необыкновенные педагогические способности и создал авторскую методику по обучению и воспитанию малышей. Френе придерживался мнения о том, что детям наиболее интересно и полезно не просто заучивать учебный материал, а получать знания практическим путём. Например, используя метод наблюдения за неживой природой. Таким образом, добывая знания самостоятельно, детям нравился и сам процесс обучения.
Селестен Френе является основателем нескольких журналов о педагогике, которые много раз переиздавались, так как пользуются популярностью и в современной педагогике. Он создал «Кооператив сторонников светской школы», организовал экспериментальную начальную школу и много лет являлся лидером Международной федерации сторонников «Новой школы». Последователи Френе работают в различных современных школах по всему миру.
Его педагогические идеи основаны на дошкольном периоде в развитии ребёнка. Важно, что именно этот возраст является очень благоприятным для всестороннего развития детей. Если вдруг ребёнок увлёкся определённой темой, то окружающие взрослые должны это своевременно заметить, и как следует эту тему проработать, подробно изучить вместе с малышом. Можно устраивать тематические игры, опыты, творческие эксперименты, создавать своими руками рисунки, макеты на заданную тему, смотреть обучающие фильмы, читать литературу, связанную с этой тематикой, полностью погрузиться в атмосферу изучаемого материала, «пожить» в ней некоторое время.
Педагог считал самым действенным методом для детского развития наглядные примеры. Полезно вместе с детьми сажать семена и наблюдать, как они прорастают. Делать совместные выводы о том, что благоприятно для растений, а что для них губительно, например, наличие тепла и света. Полезно зарисовывать свои наблюдения в специальный дневник, по мере взросления, детям интересно смотреть свои прежние записи, освежая в памяти полученный ранее опыт.
Френе был сторонником опытного экспериментирования, постоянно использовал опыты для развития и обучения своих учеников, потому что это нравится детям, а то, что нравится, надолго закрепляется в памяти. Более того, педагог считал, что дети должны много рассуждать и постоянно действовать самостоятельно! Самостоятельная активность – главный метод самовыражения ребёнка, а детство – важный этап на жизненном пути, благодаря которому ребёнок накапливает опыт и знания, посредством своей любознательности. Взрослый же должен научить малыша мыслить, делать умозаключения. Ошибки, полученные в ходе практической деятельности, являются неотъемлемым элементом приобретения жизненного опыта.
Особенностью «Новой школы» Френе был своеобразный подход учителей: дети имели возможность самостоятельно разрабатывать график обучения, а учителю доставалась организаторская функция. Ученики не просто выбирали, а самостоятельно придумывали средства обучения: карточки самоконтроля, математические задачи, газеты, сборники стихов. Такой вид обучения легко увлекает детей и даёт возможность почувствовать гордость за свои достижения, принять на себя ответственность. Обучение в школе уже не выглядит однообразно, а больше похоже на увлекательный творческий процесс с одновременным изучением школьных дисциплин. Формой коммуникации в «Новой школе» являлась переписка учеников между собой, а также учеников с учителями, что способствовало доверительным отношениям и тесному сотрудничеству.
Более того, школьная типография Френе воплощала в себе научно-техническую революцию в педагогике, что придавало школе статут современности. Ученики имели возможность не просто самостоятельно создавать себе учебники, но и совершенствовать их из года в год, пополняя новой информацией. Это помогало детям мыслить коллективно, выделять главные особенности изучаемого материала, создавать инструкции к заданиям, используя творческие идеи целой команды. Таким образом, дети создавали целые информационные картотеки, основанные на самостоятельном изучении учебного материала.
Педагогика Френе - это динамичная творческо-опытная среда вокруг ребёнка, дающая ему возможность к самостоятельному развитию, это партнёрские отношения между ребёнком и взрослым, экспериментирование для развития познавательной мотивации в раскрепощённой дружеской обстановке.
Ирина Цыганова, педагог-психолог выс. кв. кат.
ГБОУ Школа № 2044 г. Москвы, ДО №4
Рекомендуем почитать
- Комментарии