"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2013
Игры с особыми детьми
Чтобы визуально разграничить пространство группы на несколько центров, мы используем передвижные ширмы, перегородки, модули, подиумы. Для преодоления нарушений в сенсомоторном развитии дошкольников нами разработано авторское дидактическое оборудование.
Многофункциональная сенсорная ширма
Сенсорная ширма может использоваться в качестве:- уголка уединения, где вместо съёмных панелей используются шторы;
- пособия (тренажёра) для формирования у дошкольников эталонных представлений о цвете, форме, величине;
- модели экологических систем.
- Сенсорная ширма проста в изготовлении. Она представляет собой скреплённые между собой рояльными петлями деревянные рамы с многочисленными вкрученными в их основу металлическими крючками, используемыми для драпировки портьерной ткани. Нижние планки ширмы расположены на разной высоте (20, 30, 40 см). Общая высота ширмы соответствует росту ребёнка. Желательно, чтобы ширма была окрашена в яркие основные цвета, что способствует привлечению внимания детей с задержкой психического развития. Съёмные панели изготовлены из различных материалов: ткань, кожзаменитель, пластик. На каждой панели имеются петли, которые надеваются на крючки, вкрученные в основу ширмы. На самих панелях имеются пуговицы, на которые вешается необходимый дидактический материал.
- Сенсорная ширма может использоваться при работе с дошкольниками всех возрастов (от трёх до семи лет). В соответствии
- с возрастом и задачами изготавливаются съёмные панели.
Цветовая панель. Изготовлена из кожзаменителя с прозрачными карманами, в которые вставляются картонные цветные прямоугольники.
Цель: закрепить представления о цвете и оттенках, развить умение работать в коллективе.
Упражнения: «Назови цвет», «Спрячь предмет», «Тепло-холодно», «Времена года», «Добрый — злой», «Хороший — плохой», «Придумай сказку».
Геометрическая панель. Изготовлена из кожзаменителя с прозрачными карманами для размещения картонных прямоугольников с изображением геометрических фигур разного цвета, величины, количества, фактуры.
Цель: закрепить названия геометрических фигур, цвета, оттенков, научить различать величину, количество: много — один, развить тактильное восприятие.
Задания детям даются от простого к сложному, сначала используется один признак — название геометрической фигуры, затем задания усложняются (добавляются цвет, величина, количество, фактура).
Упражнения: «Назови фигуру», «Что изменилось», «Спрячь фигуру», «Придумай сказку».
Звуковая панель. В деревянной планке делаются отверстия для шнурков, на концах привешиваются металлические пластины, ключи разного размера и модификации, это способствует извлечению звуков различной высоты с помощью деревянной или металлической палочки.
Цель: развить звуковое восприятие, умение различать звуки по высоте. Упражнения: «Повтори мелодию», «Найди звук», «Моё настроение».
Экологическая панель. Изготовлена из ткани, подобранной в соответствии с цветовой характеристикой существующих сред обитания; каждая цветовая полоска имеет пришитые пуговицы, крючки, липучки, на которые прикрепляют дидактический материал.
Цель: закрепить знания о животных, растениях, классифицировать транспорт в соответствии со средой обитания.
Упражнения: «Кто где живёт», «Найди свой дом», «Расскажи сказку», «Придумай историю о …».
Речевая панель. В деревянной планке сделаны отверстия для шнурков, на концах которых развешиваются предметы различной тяжести: пёрышко, кубик, колечко, пушок разных размеров и модификации.
Цель: развитие дыхания.
Упражнения: «Назови предметы по очереди», «Подуй тихо (сильно)», «Произнеси чётко название предмета», «Назови звук, с которого начинается название заданного предмета».
Познавательный куб
Пособие изготовлено из дерева. Грани покрашены в основные цвета или оттенки с постепенным высветлением.Функции:
- моделирование экологических зон;
- развёртывание сюжетных игр (режиссёрской игры);
- оборудование личностноориентированной модели общения «глаза в глаза» (подиум);
- организация предметного пространства (использование в качестве уголка уединения, создание собственных моделей среды).
Театральная кукла
Изготовленная в рост ребёнка кукла предполагает:- активные действия: ребёнок двигает руками, ногами, действует с деталями костюма, изображает жесты, мимику, меняет облик;
- пассивные действия: прячется за корпус, голосом демонстрирует психологические состояния, произносит заданный текст.
- создавать оптимальные условия для развития и коррекции индивидуальных особенностей детей;
- преодолевать недостатки формирования высших психических функций детей с ЗПР (внимание, память, мышление);
- развивать сенсомоторные эталоны, мелкую моторику рук, чувств и эмоций, познавательные навыки, основные виды движений, жестов и интонационной выразительности;
- корректировать речь, развивать свободное речевое общение, творческую активность;
- стимулировать интерес детей к театрально-игровой деятельности;
- социализировать личность.
Светлана Степанова, заведующая д/с № 53 «Чайка», г. Тольятти
Ирина Аушкина, заместитель заведующей
по воспитательной и методической работе
Рекомендуем почитать
- Комментарии