"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2013
Дидактические игры
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Приступая к развитию у ребёнка речевого дыхания необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребёнка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у малыша развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Плавное речевое дыхание — основа правильного звукопроизношения.
Мы рассмотрим игры, которые позволят развить плавный речевой выдох, активизируют работу мышц органов артикуляции. Здесь необходим постоянный контроль над правильностью дыхания.
Лети, бабочка!
Оборудование: 2–3 яркие бумажные бабочки.Ход игры: перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20–40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка.
Педагог показывает ребёнку бабочек и предлагает поиграть с ними.
— Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек.
— Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребёнок дует на бабочек. Необходимо следить, чтобы он стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щёки, а губы слегка выдвигал вперёд.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ветерок
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).Ход игры: перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или ёлочное украшение «дождик».
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребёнку.
— Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок, и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игру можно проводить индивидуально и с группой. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
Осенние листья
Оборудование: ваза с осенними кленовыми листьями.Ход игры: перед занятием соберите вместе с ребёнком или группой букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
— Красивые листья мы собрали в парке! Вот жёлтый листок, а вот красный. Помните, как листья шуршали на ветках? Давайте подуем на листья!
Взрослый вместе с ребёнком или группой детей дует на листья в вазе, обращает внимание на то, какое шуршание издают листья.
Снег идёт!
Оборудование: кусочки ваты.Ход игры: педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
— Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
Вертушка
Оборудование: игрушка-вертушка.Ход игры: подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить её самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребёнку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё самостоятельно:
— Давай сделаем ветер, подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуем ещё сильнее — вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Катись, карандаш!
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.Ход игры: ребёнок сидит за столом. Положите на стол карандаш на расстоянии 20 см от ребёнка. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребёнку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя друг против друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.
Наталия Пономаренко, учитель-логопед,
Ольга Яценко, старший воспитатель
д/с № 2710, г. Москва
- Комментарии