"Игры и Игрушки" №5-2012
Есть чем развлечься: игры в мистику
На рубеже XIX–XX веков мода на всё необъяснимое, иррациональное и тёмное вышла далеко за границы литературы. Дамы старались выглядеть бледными и болезненными, процветали эзотерические кружки, общение с духами и лиги самоубийц. В последующие годы мода эта не исчезла.
Утратив повсеместный характер, она заняла особую нишу в современной массовой культуре. Фильмы ужасов, отдельные музыкальные направления и литературные жанры с успехом эксплуатировали всё ту же тематику, вызывая стойкий интерес.
В развлекательной культуре появились и новые формы того же удовольствия — пародии на ужасы. Страшно и смешно — два эмоциональных пика оказались совмещёнными в новом жанре, а шокирующий провокационный юмор всё более и более востребован…
Триумфальное возвращение «готики» на рубеже XX и XXI веков сопровождается «здоровой самоиронией». Мировая киноиндустрия сегодня, производит всё больше сериалов про вампиров и оборотней, ежегодно выпускает грандиозные мистические блокбастеры, не забывая и о пародиях. Символика смерти и насилия — черепа, цепи и шипы стали модным трендом в одежде самых разных стилей и возрастов, в том числе в качестве «забавных» элементов детской одежды.
И наконец, готическая эстетика в её пародийном виде, но с неизменной любовью к смерти и всему сверхъестественному пришла в детскую субкультуру. Вампиры, зомби, монстры-мертвецы превратились в детских героев. Названия популярных фильмов последних лет говорят о многом: «Кошмар перед Рождеством», «Труп Невесты», «Монстры против пришельцев».
В ногу с киноиндустрией идут производители игрушек. Сначала в продаже появились наборы фигурок по мотивам мультфильмов (к примеру, «Трупа Невесты»). Вскоре на прилавки поступили и самостоятельные персонажи, претендующие на роль героев и любимцев. Первыми в массовом производстве стали куклы Monster High.
Эти куклы, новая разработка компании Mattel, которая вот уже 53 года производит кукол Barbie, появились на американском рынке в апреле 2010 года. Необычные персонажи должны были составить достойную конкуренцию эльфам Winks и модницам Bratz, в борьбе с которыми популярность Barbie явно уступала. План компании сработал — новинка вызвала большой интерес потребителей в США и вскоре появилась на мировом рынке, а к 2011 году и в России.
Игрушки представляют собой линейку всевозможных существ — от вампиров до оборотней, одетых по последней моде и с многочисленными аксессуарами. Куклы друг от друга отличаются цветом кожи, выразительными деталями внешности и одеждой, отражающей их «специализацию». Так, например, у кукол-вампиров бледно-розовая кожа и длинные клыки, а в набор аксессуаров входят расчёска в форме черепа и летучая мышь.
Среди питомцев кукол можно встретить змею, жука-скарабея, небольшого чёртика и розовую пиранью в аквариуме. Для любимых кукол можно также приобрести мебель — кроватки в виде гробов или анатомического стола или даже целый готический замок-школу.
Что же стоит за этим новым явлением в мире кукол? Приводящие в ужас персонажи, используются как приманка, они завораживают сильным (негативным) эмоциональным содержанием.
Взяв за основу своих творений эстетику безобразного и пугающего, дизайнеры кукол разобрали образы на части и добавили новых элементов — модных нарядов, современных занятий. За счёт этого пугающие и отталкивающие создания превращаются в привлекательных героев — в пародии на самих себя.
Страшные персонажи, пародируя самих себя, перестают быть страшными или наоборот. Так, сегодня Вампир, Вурдалак или Зомби легко могут превратиться в милых кокеток и лучших друзей, а Красная Шапочка — наоборот, оказаться злым оборотнем (как это происходит с новой куклой того же бренда Monster High серии scary tales, Little Dead Riding Hood).
Несомненно, взрослого такой фокус забавляет, но что даёт он ребёнку? Дети чаще всего не считывают подобный юмор, поскольку он построен на сложной игре со стереотипами и культурными кодами. Между тем они очень рано оказываются в мире, насыщенном противоречивой информацией и образами, где всё «забавно», не имеет особого значения, легко подменяется одно другим и вообще «прикол».
Главным содержанием при этом оказывается смена трюков, картинок, спецэффекты, и совсем мало места остаётся отношениям, переживаниям, их глубокому осмыслению. Детская игра или восприятие художественного произведения постепенно превращаются в потребление, требующее всё более изощрённого и шокирующего.
Главное, что отличает образы monster high, это эксплуатация, высмеивание и «гламуризация» страшного одновременно.
Парадокс в том, что материалом для развлечения становится всё то, что служило в человеческой культуре серьёзному осмыслению. Персонажи сказок, легенд и их сюжеты — это мощные архитипические (то есть универсальные для всех людей) образы, символизирующие чувства, опыт отношений и разрешения глубинных вопросов о добре и зле, о жизни и смерти.
Лишение их целостности, а значит, серьёзности, разрушает их свойство отражать внутреннюю психическую реальность. Из инструмента саморазвития человека (и особенно ребёнка) они превращаются в весёлый калейдоскоп — яркие, но бессмысленные осколки. В случае с негативными образами, образами зла, символизирующими человеческие страхи, это кажется особенно опасным. Ведь страх невозможно разрушить, его можно лишь пережить и после того, возвысившись над ним, посмеяться.
Идея о том, что зло изначально несерьёзно, что это лишь шутка или способ развлечения, заложенная в игрушках Monster High, приводит, на самом деле к бессилию. Когда страх отрицается (его как бы не существует), уходят и способы обращения с ним — возможность распознать, пережить, и преодолеть.
Александра Романова, психолог Центра
психолого-педагогической экспертизы игры и игрушки МГППУ
От редакции
Зло прельстительно, и в этом его чудовищная опасность. Для русского национального самосознания, главные сказочные герои которого одерживают победу над злом в образах Кощея или Яги, фигуры современных монстров подобны вирусам, пожирающим матрицу сознания. Западный мир демонстрирует своё бессилие в борьбе со злом, пытаясь заигрывать с ним, гламуризировать его. Было бы чем развлечься… Однако зло от этого не исчезает, а лишь приобретает более изощрённые формы. Есть над чем задуматься.
Дорогие читатели!
Мы по-прежнему прислушиваемся к вашему мнению и ждём ваших откликов. Самые интересные ваши суждения мы опубликуем в ближайших выпусках. Пишите нам, пожалуйста, по адресу: redaktor@i-igrushki.ru
Рекомендуем почитать
- Попутного ветерка!
- Развивающая предметно-игровая система «Геометрики КАЙЕ»
- Для ярких идей и весёлых затей!
- Логические блоки Дьенеша «Корвет»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии