"Игры и Игрушки" №5-2012
Дочки-матери
Это самая любимая, самая популярная и самая распространённая игра. На каждом возрастном этапе взрослеющей девочки она приобретает особенные черты. И если вначале в игре просто повторяются элементарные бытовые ситуации, то затем она превращается в доскональное копирование поведения взрослых
Первый этап игры (1,5–2 года) — имитация самых простых бытовых ситуаций: кроха кормит куклу, баюкает, купает.
На втором этапе (от трёх лет) уже не просто копируются действия взрослых, но и разыгрываются сценки, когда Кукла или Мишка отворачиваются от ложки с кашей, капризничают, смеются. Кроха уговаривает, подбадривает, наказывает их.
Играющей в дочки-матери девочке 4–6 лет и постарше уже необходимы сверстники. Игра становится сюжетно-ролевой. В ней проявляется умение ребёнка перевоплощаться, копируя поведение других. В дочки-матери иногда играют и мальчики, правда, отведённая им роль не будет центральной. Игровой папа ходит на работу, уезжает в командировку или отправляется на войну.
А вот для девочек 4–6 лет дочки-матери — основная и любимая игра, которая исчезнет из игрового «репертуара» к первому или самое позднее — к пятому классу.
Наблюдая за характером игры, можно понять, что следует подкорректировать в собственном поведении с ребёнком, как помочь ему полноценно развиться в эмоциональном и коммуникативном плане. Игра позволяет взрослым узнать о ребёнке много нового, а детям «примерить» взрослые роли.
Условность действий (всё происходит понарошку) заставляет воображение работать активнее. С помощью кукол и пупсов мальчики точно так же, как и девочки, учатся пониманию и взаимодействию с окружающим миром. Игра даёт возможность увидеть себя со стороны и в то же время понять другого, снимает психологическое напряжение путём «отыгрывания» конфликтных ситуаций.
Позже, наблюдая за своим окружением, малыш обнаружит, что с этой игрушкой можно производить множество других, не менее интересных действий. Купание, переодевание — такие манипуляции ребёнок будет повторять изо дня в день. Так что на этом этапе познания мира лучше всего подойдут не столько красивые, сколько практичные игрушки. Например, тряпичные куклы, мягкие и приятные на ощупь. Или игрушки из гибкой пластмассы, которые хорошо моются.
Девочке старше двух лет уже стоит приобрести куклу с длинными волосами, которые можно мыть, расчёсывать и заплетать в косички. При выборе игрушки учитывайте, что она станет не только проводником эмоций, фантазий малыша, но и наложит отпечаток на его характер.
Детские психологи рекомендуют вообще отказаться от кукол, изображающих взрослых женщин. Ведь они не нуждаются в материнской опеке. Да и традиционной игры в дочки-матери с ними не получится, ведь именно в детстве закладывается модель поведения будущей мамы.
В игре с куклой ребёнок исполняет две роли — дочки и матери. Говоря за куклу, кроха озвучивает свои желания («Не хочу в садик!»), страхи («Боюсь темноты»), обиды («Ты же обещал сходить со мной в зоопарк!»). Но ещё большего внимания заслуживает роль мамы. Как она разговаривает с ребёнком? Сохраняет ли она спокойствие или быстро выходит из себя? Уделяет ли она внимание малышу или только ухаживает за ним? Часто ли мама хвалит?
Очень полезна и совместная игра в дочки-матери. Играя за куклу, малыш ответит на вопросы, которые вас волнуют (можно спросить куклу, что ей не нравится, как она себя чувствует). Этот приём удобно использовать, когда необходимо воздействовать на ребёнка.
Малыш, который не так давно научился говорить, изображает отца, беря пример с собственного родителя. Смешение образов женщины и ребёнка, характерное для современных кукол, дезориентирует девочку: то ли ухаживать за куклой, то ли стремиться стать похожей на неё.
К примеру, если малыш устроил истерику в магазине, на следующий день предложите ему сыграть роль родителя. Изображая капризулю, можно и преувеличить, а вот проводить параллель с действительными событиями не стоит — маленький упрямец догадается сам.
Что в игре должно насторожить?
Детские игры для девочек закладывают основу взрослой жизни
Девчушка с удовольствием пеленает куклу, кормит её с ложечки, укачивает в коляске и учит правилам хорошего поведения. Так она готовится к взрослой жизни.От имитации к импровизации
Понятие «забота» — основное для игры в дочки-матери, считают детские психологи. Как только ребёнок берёт под своё покровительство пупса, ушастого зайца или куклу, можно утверждать, что сделан шаг к взрослению.Первый этап игры (1,5–2 года) — имитация самых простых бытовых ситуаций: кроха кормит куклу, баюкает, купает.
На втором этапе (от трёх лет) уже не просто копируются действия взрослых, но и разыгрываются сценки, когда Кукла или Мишка отворачиваются от ложки с кашей, капризничают, смеются. Кроха уговаривает, подбадривает, наказывает их.
Играющей в дочки-матери девочке 4–6 лет и постарше уже необходимы сверстники. Игра становится сюжетно-ролевой. В ней проявляется умение ребёнка перевоплощаться, копируя поведение других. В дочки-матери иногда играют и мальчики, правда, отведённая им роль не будет центральной. Игровой папа ходит на работу, уезжает в командировку или отправляется на войну.
А вот для девочек 4–6 лет дочки-матери — основная и любимая игра, которая исчезнет из игрового «репертуара» к первому или самое позднее — к пятому классу.
Заботливый отец
Если мальчик играет в куклы... Это нормально! В возрасте 2–3 лет мальчишки могут увлечённо «воспитывать» малыша, кормя его с ложки и даже гуляя с коляской. Именно игра с куклой помогает ребёнку эмоционально развиваться. Он получает новый опыт, примеряя разные социальные роли, например, папа — врач, если дети играют в больницу.Наблюдая за характером игры, можно понять, что следует подкорректировать в собственном поведении с ребёнком, как помочь ему полноценно развиться в эмоциональном и коммуникативном плане. Игра позволяет взрослым узнать о ребёнке много нового, а детям «примерить» взрослые роли.
Условность действий (всё происходит понарошку) заставляет воображение работать активнее. С помощью кукол и пупсов мальчики точно так же, как и девочки, учатся пониманию и взаимодействию с окружающим миром. Игра даёт возможность увидеть себя со стороны и в то же время понять другого, снимает психологическое напряжение путём «отыгрывания» конфликтных ситуаций.
Покупаем куклу
Первую куклу стоит дарить дочке не раньше, чем ей исполнится полтора года. До этого времени ребёнок будет обращаться с ней, как с любой другой игрушкой, стараясь понять, что она из себя представляет. В скором времени дорогая кукла может оказаться разобранной по частям.Позже, наблюдая за своим окружением, малыш обнаружит, что с этой игрушкой можно производить множество других, не менее интересных действий. Купание, переодевание — такие манипуляции ребёнок будет повторять изо дня в день. Так что на этом этапе познания мира лучше всего подойдут не столько красивые, сколько практичные игрушки. Например, тряпичные куклы, мягкие и приятные на ощупь. Или игрушки из гибкой пластмассы, которые хорошо моются.
Девочке старше двух лет уже стоит приобрести куклу с длинными волосами, которые можно мыть, расчёсывать и заплетать в косички. При выборе игрушки учитывайте, что она станет не только проводником эмоций, фантазий малыша, но и наложит отпечаток на его характер.
Детские психологи рекомендуют вообще отказаться от кукол, изображающих взрослых женщин. Ведь они не нуждаются в материнской опеке. Да и традиционной игры в дочки-матери с ними не получится, ведь именно в детстве закладывается модель поведения будущей мамы.
Прогулки с коляской
После двух-трёх лет игра усложняется, возникает потребность в новых предметах. К примеру, с помощью игрушечной посуды можно устраивать чаепития. Это не просто забава, но и полезный урок. Развивается мелкая моторика, малыш получает представление об объёме: учится наливать жидкость, вовремя останавливаясь. Ещё один предмет, который используется в игре примерно с того же возраста, — коляска. Прогулки с игрушечной коляской улучшают крупную моторику ребёнка, развивают ловкость, ведь ему приходится делать повороты, спускаться и подниматься.Смотрим в оба!
Для родителей игра в дочки-матери может стать настоящим кладезем полезной информации. Ненавязчивое наблюдение за игрой дочери (сына) с куклой позволит лучше узнать собственного ребёнка. При этом важно не вмешиваться в действие и не комментировать происходящее.В игре с куклой ребёнок исполняет две роли — дочки и матери. Говоря за куклу, кроха озвучивает свои желания («Не хочу в садик!»), страхи («Боюсь темноты»), обиды («Ты же обещал сходить со мной в зоопарк!»). Но ещё большего внимания заслуживает роль мамы. Как она разговаривает с ребёнком? Сохраняет ли она спокойствие или быстро выходит из себя? Уделяет ли она внимание малышу или только ухаживает за ним? Часто ли мама хвалит?
Очень полезна и совместная игра в дочки-матери. Играя за куклу, малыш ответит на вопросы, которые вас волнуют (можно спросить куклу, что ей не нравится, как она себя чувствует). Этот приём удобно использовать, когда необходимо воздействовать на ребёнка.
Малыш, который не так давно научился говорить, изображает отца, беря пример с собственного родителя. Смешение образов женщины и ребёнка, характерное для современных кукол, дезориентирует девочку: то ли ухаживать за куклой, то ли стремиться стать похожей на неё.
К примеру, если малыш устроил истерику в магазине, на следующий день предложите ему сыграть роль родителя. Изображая капризулю, можно и преувеличить, а вот проводить параллель с действительными событиями не стоит — маленький упрямец догадается сам.
Что в игре должно насторожить?
- Сильная агрессия. Кроха бьёт или ломает куклы. Это повод задуматься, возможно, вы выбрали слишком жёсткую линию поведения с малышом, сурово наказывая его за малейшие проступки.
- Повторяющиеся сюжеты. Ребёнок проигрывает одну и ту же ситуацию. К примеру, дочка раз за разом повторяет кукле: «Ты — плохая девочка, нужно проситься на горшок!» Скорее всего, в своем стремлении приучить малышку к горшку родители перегнули палку. Навязчивый сюжет вызывает стрессовая ситуация. Она может возникнуть и без участия родителей. В игре проявляются увиденные на улице драка, ссора, авария. Проигрывание этих моментов поможет малышу стереть пугающие воспоминания.
- Сексуальные мотивы. Если в игре появляются «постельные сцены», нужно не умиляться маленькому всезнайке, а обратиться к детскому психологу. Подобные знания, полученные раньше времени, могли травмировать психику.
Артём Кладько
www.segodnya.ua
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку