«Игры и Игрушки. Спецвыпуск» №1-2024
Чем отличается контрафактный товар от фальсифицированного?
Контрафакт и фальсификация — слова, которые часто употребляют, характеризуя товары ненадлежащего качества. Данные понятия достаточно схожи и ассоциируются у потребителей с некачественной, поддельной продукцией. Предложение к продаже контрафактной и фальсифицированной продукции способствует развитию недобросовестной конкуренции на потребительском рынке, вводит в заблуждение потребителей, а также наносит вред их жизни, здоровью и имуществу. Если говорить о терминологии данных слов, то это юридически разные понятия и не всегда контрафактная продукция имеет отношение к фальсифицированной. В этой статье предлагаем разобраться в данных терминах и определить их существенные отличия.
Контрафакт
Под таким товаром понимается любая продукция, изготовленная с нарушением интеллектуальных прав с целью ввести потребителя в заблуждение. Качество товара при этом не влияет на признание его контрафактным. В соответствии с п. 4 ст. 1252 ГК контрафактными являются материальные носители, нарушающие исключительные права на выраженные в них результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Определение данного термина также указано в ст. 1515 ГК РФ: «Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными». Основной его признак – отсутствие разрешительной документации на использование объектов интеллектуальной собственности. В случае, если производитель желает приобрести права на уже созданный объект интеллектуальной собственности, он может заключить с правообладателем соответствующий договор. Самыми распространенными видами таких договоров являются договор об отчуждении исключительных прав и лицензионный договор. Каким бывает характер нарушений объектов интеллектуальных прав, позволяющий говорить о контрафактности продукции?- Незаконное использование фирменного наименования, объектов авторского права или товарных знаков на изготавливаемой продукции. В подобных случаях могут использоваться названия, логотипы, изображения и фирменные элементы популярных брендов.
- Незаконное использование объектов патентного права, выражающееся в копировании внешних характеристик товара, их устройства или способа функционирования.
- Незаконное использование объектов авторского и смежного права путем тиражирования аудио- и видео контента на носителях.
За изготовление и распространение контрафактной продукции предусмотрено несколько видов ответственности: гражданская, административная, уголовная.
Фальсификат
Под фальсифицированным товаром понимается поддельная продукция с нарушением технологий производства (изменение состава или свойств продукции). Данное понятие уточняется в ст. 1 Федерального Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов»: «фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия – пищевые продукты, материалы и изделия, которые являются умышленно измененными (поддельными) и (или) имеют скрытые свойства и качество и (или) информация о которых является заведомо неполной и (или) недостоверной». Если на упаковке указан состав, который фактически не соответствует содержимому продукта, следует говорить о фальсификате.Принято выделять шесть разновидностей фальсификации:
- качественная фальсификация — изменение качества или свойств продукта: замена ингредиентов/материалов, добавление различных пищевых и непищевых добавок;
- количественная фальсификация — изменение количества показателей (масса, объем, длина и т.п.), указанное на этикетке;
- ассортиментная фальсификация — изменение ассортимента предлагаемых товаров или услуг, предложение к продаже несуществующих вариантов;
- стоимостная фальсификация — обман потребителя путем завышения или занижения цены с целью повлиять на его выбор;
- информационная фальсификация — искажение информации или данных в товарно-сопроводительных документах, а также на маркировке товаров;
- комплексная — сочетание нескольких видов фальсификации.
Чаще всего фальсифицированными товарами могут быть лекарственные препараты, алкогольная и табачная продукция, продукты питания. За изготовление и распространение подобной продукции также предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. Бывают ли случаи, когда товар может быть одновременно и контрафактным, и фальсифицированным, спросите вы? Да, когда он произведен с нарушением технологий производства, а также с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности. Для определения фальсификации необходимо установить факт несоблюдения технологий изготовления и наличия поддельных компонентов. Для определения контрафактности стоит запросить документацию, подтверждающую использование тех или иных объектов интеллектуальной собственности на товарах производителя.
Таким образом, контрафактная продукция - это новый продукт, созданный с нарушением интеллектуальных прав, не связанный с качеством продукции. В то же время, фальсифицированные товары нарушают права потребителей, несут угрозу и вред. Объединяет эти понятие то, что и их ввоз, производство и оборот незаконны, создают реальную угрозу для потребителей и негативно влияют на экономику и эффективность функционирования рынка.
Яна Долинина, директор по PR и маркетингу
юридической компании «Медиа-НН»
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии