Рисуем натюрморт карандашом
Натюрморт в графическом изображении может быть не только наброском для дальнейшей работы красками, но и как самостоятельное произведение. Если в первом случае штрихи и линии могут быть небрежными, поверхностными, то во втором следует четко прорисовывать каждую деталь, на которую нужно сделать акцент и соответственно с легкостью отнестись к второстепенному плану. Только при соблюдении всех основных правил графический рисунок сможет иметь законченный вид и притягивать взор, равно как и живописное произведение.
Попробуем нарисовать натюрморт, для этого нам понадобится: лист бумаги, планшет или стиратор, простые карандаши различной заточенности и твердости, а также изображаемые предметы – у нас цветочный горшок с искусственным кустом.
Фото
Работу над натюрмортом начинаем с композиции. Изобразить можно что угодно, у каждого в квартире найдется посуда, фрукты, цветы и т.д. Берем пластиковый горшок для цветов и вставляем в основу ветку дерева, можно искусственного, можно на фоне драпировки или просто на фоне стены так, чтобы с расстояния трех-четырех шагов наша композиция имела целостный законченный вид. Найдя наиболее подходящую точку зрения, не меняйте ее во время работы, так как с переменой точки зрения будет изменяться и вид предметов, и их местоположение в пространстве.
Фото
Возьмите лист бумаги и подумайте, как лучше разместить на нем рисунок. Главное место на листе уделите предметам, а поверхность стола (пола) покажите только в той ее части, которая связана с натюрмортом. Во время рисования постоянно сверяйте свой рисунок с натурой.
Важно, чтобы размещение предметной композиции на листе бумаги было правильным. Обратите внимание на то, что цветочный горшок должен находиться строго по центру листа, в то время как ветка с листьями может быть расположена свободно, не зависимо от расположения массива листьев, но листья не должны упираться в края листа ни сверху, ни по бокам.
В первую очередь необходимо усвоить правильный порядок рисования с натуры: прежде всего вы уясняете себе форму предмета и его строение. Здесь главная трудность заключается в том, что форму мы видим по-разному в зависимости от положения предмета по отношению к нам.
Прежде всего, нужно разобраться в форме горшка и понять его строение. Наш горшок мысленно можно отнести к такой геометрической фигуре как куб, соответственно построение горшка можно соотнести построению этой простой геометрической фигуре. Листья намечаем общей массой, состоящей из простых геометрических фигур – различных треугольников.
Фото
Следующим этапом идет передача освещения, или, иначе говоря, передача формы предмета в определенном освещении. В нашем случае источник света - свет от электрической лампы. Он находится сверху от композиции предметов, а значит, более темным будет все, что находится сзади внизу, а самой же светлой частью будет середина передней части горшка.
Обязательно следует показать поверхность, на которой находится предмет. Для этого намечаем несколькими штрихами тень, падающую от предмета на поверхность пола и часть стены, так как горшок стоит на полу возле стены. Объемность формы мы воспринимаем только благодаря наличию светотени. Распределение светотени зависит от формы предмета.
Горшок - благодаря равным поверхностям имеет четкие световые акценты поверхности. Самая густая тень переходит к свету постепенно. Этот промежуточный переход называется полутоном. В самой освещенной части горшка нет бликов, так как источник света находится далеко от предмета и свет рассеивается, не отражаясь на предмете ярким световым пятном. Проследите постепенность перехода от освещенной к затененной части горшка. Вдоль освещенной части, у края, вы увидите полутон, а отступя от края — наиболее светлое место. Затем начнется постепенное потемнение поверхности. В той части, где форма уходит вглубь самые темные места.
Фото
Листья имеют преимущественно плоскую, но выгнутую форму. Наиболее светлой будет поверхность листьев обращенных к свету, потому что свет падает на них сверху. Соседние листья, расположенные перпендикулярно выглядят темнее, так как на них падает свет, отраженный от других листьев. Те листочки, которые находятся в глубине массива – совсем затемнены. Так как в графическом рисунке мы не можем передать качество натуры цветом, то различия цветов по светлоте мы передаем тоном разной силы.
Тоном передается не только объемная форма и сила цвета предмета, но и разное его положение в пространстве, его близость к нам или, наоборот, удаленность от нас. Предметы, находящиеся близко к нам, отличаются от удаленных своим насыщенным тоном. Если эта разница в тоне между удаленными и приближенными предметами передана, в рисунке получится глубина пространства, которую мы ощущаем в натуре. Так, драпировка (в нашем случае часть стены и пола) является вторым планом, и нам следует показать посредством использования более мягкого тона глубину, пространство, удаленность второго плана от цветочного горшка, находящегося на первом плане.
Фото
В конце каждой работы следует провести анализ на соответствие от частного к общему посредством сравнения рисунка с натурой, а также на соответствие пропорциональных соотношений изображенных предметов между собой. Если ошибки не найдены, значит, поставленная задача выполнена правильно.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 25.11.2024 20:43:32Рекомендуем почитать
- Комментарии