"Игры и Игрушки" №5-2018
Воспитание «по-никитински»
Продолжая нашу тему о методиках раннего развития детей, нельзя не вспомнить и о системе Никитиных. В советское время именно они продемонстрировали принципы своей системы «в деле» на примере собственной семьи, стали примером для подражания и сломали устойчивые стереотипы воспитания детей. Они показали, насколько важно родительское участие в жизни детей и заложили основы отечественной педагогики.
Разговоры об этой удивительной многодетной семье пошли, когда люди заметили нескольких не по годам развитых детишек: закалённых, в отличной физической форме и с высоким интеллектом. Уже в три-четыре года они хорошо считали, решали головоломки, читали и выполняли сложные гимнастические упражнения.
Однако, играя с детьми, родители должны следовать некоторым рекомендациям:
Но, как и любая другая методика, система Никитиных имеет ряд минусов, о которых также необходимо упомянуть.
Во-первых, к оздоровлению детей нужно подходить системно и индивидуально. Есть дети, которые не переносят чрезмерного закаливания и тяжёлых физических нагрузок. Во-вторых, это проблемы адаптации в обществе. Учителям не всегда удаётся найти правильный подход к детям, развивающимся на порядок быстрее их сверстников, а самим детям трудно найти «общий язык» с их одноклассниками, тем более, что зачастую те просто «перепрыгивали» через классы и становились в них самыми младшими. И, в-третьих, методика не уделяет должного внимания эмоциональному развитию.
Будете вы следовать данной методике раннего развития при воспитании своего ребёнка или нет, как всегда решать только вам! Главное не допускать две крайности: заорганизованность и заброшенность малыша. У всех детей должно быть право выбора, возможность для самостоятельной деятельности и, конечно, время на общение с любимыми родителями.
Разговоры об этой удивительной многодетной семье пошли, когда люди заметили нескольких не по годам развитых детишек: закалённых, в отличной физической форме и с высоким интеллектом. Уже в три-четыре года они хорошо считали, решали головоломки, читали и выполняли сложные гимнастические упражнения.
В чём же суть этой методики?
По мнению Никитиных, очень важно прислушиваться к мнению и желанию детей, к их увлечениям. Ни в коем случае нельзя навязывать им учёбу и принуждать делать то, к чему они не проявляют никакого интереса. У детей должна быть полная свобода, а задача родителей – помочь им разобраться в сложных ситуациях, не мешать их развитию, не давить на них. Главное внимание уделяется развитию творческого мышления и знакомству с окружающим миром через труд и «общение» с природой.Принципы методики Никитиных:
- Обязательное участие родителей в жизни своих детей, совместные игры и занятия, неравнодушие к их маленьким «победам».
- Создание условий для занятий спортом и творчеством, наличие необходимого инвентаря, снарядов, игр и игрушек. С раннего детства игры и спорт должны стать неотъемлемой частью жизни ребят для развития в их естественном ритме.
- Не перегревать детей, одевая их чуть легче, чем обычно, и давать постоянный доступ к свежему воздуху.
- Дать детям свободу выбора в творчестве и спорте, чередовать любимые занятия в течение дня, не принуждая их к определённому графику. Дети сами должны подбирать себе интенсивность нагрузок и распределять своё время.
- Создавать детям «опережающие условия» в развитии. Если ребёнок проявляет интерес к цифрам, пусть среди его игрушек появятся счёты, счётный материал и математические настольные игры.
Особенности «никитинских» игр
Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста, большая часть которых представлена в виде кубиков. Все игры делятся по возрастным категориям и отличаются по сложности. Давайте вспомним самые известные из них! Игры для детей от 2-х лет – «Сложи квадрат» и «Кирпичики», для детей от 3-х лет – «Дроби», для детей от 4-х лет – «Сложи узор», для детей от 5-и лет – «Кубики Никитина для всех» и «Уникуб».Однако, играя с детьми, родители должны следовать некоторым рекомендациям:
- Не объяснять ребёнку никаких правил, не помогать и не подсказывать! Малыш должен вовлекаться в учебный процесс только с помощью игр. Если он пока не готов решить поставленную перед ним задачу, стоит вернуться к менее сложным примерам.
- Не навязывать игру, если у ребёнка неожиданно пропал к ней интерес. В этом случае лучше найти альтернативу и попробовать заинтересовать его другими видами творчества.
- Дети должны получать удовлетворение от игр и проделанной работы, задания не должны быть им в тягость.
- Любые развивающие игры не должны исчерпываться заданиями с инструкций. Каждый ребёнок индивидуален и может придумать свои правила игры или внести некоторые изменения в уже существующие.
- Все решения задач представляются в виде узоров и картинок на плоскости или объёмных сооружений, то есть они все должны быть осязаемыми. Ребёнок должен видеть результат игры.
Но, как и любая другая методика, система Никитиных имеет ряд минусов, о которых также необходимо упомянуть.
Во-первых, к оздоровлению детей нужно подходить системно и индивидуально. Есть дети, которые не переносят чрезмерного закаливания и тяжёлых физических нагрузок. Во-вторых, это проблемы адаптации в обществе. Учителям не всегда удаётся найти правильный подход к детям, развивающимся на порядок быстрее их сверстников, а самим детям трудно найти «общий язык» с их одноклассниками, тем более, что зачастую те просто «перепрыгивали» через классы и становились в них самыми младшими. И, в-третьих, методика не уделяет должного внимания эмоциональному развитию.
Будете вы следовать данной методике раннего развития при воспитании своего ребёнка или нет, как всегда решать только вам! Главное не допускать две крайности: заорганизованность и заброшенность малыша. У всех детей должно быть право выбора, возможность для самостоятельной деятельности и, конечно, время на общение с любимыми родителями.
Ирина Переверзина, педагог начальной школы
Рекомендуем почитать
- Культура и традиции родного края
- Участвуй в наших фотоконкурсах и получай подарки!
- Система организации инклюзивного образования слабослышащих детей
- Всероссийский Фестиваль науки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку