"Игры и Игрушки" №5-2018
Правильные игрушки
Вроде бы всё в порядке, но есть большое «НО», дети не успевают наиграться в свои игры по своим правилам. А теперь давайте по порядку: когда и во что играть? И когда пора начинать учиться?
Всем известно, что до полугода самые лучшие игрушки для детей – это мобили, погремушки, игрушки с разными звучащими наполнителями и тактильными вставками, яркие красочные с зеркальными элементами. Игрушки подобного рода развивают у ребёнка сенсорное восприятие, стимулируют образование новых нейронных связей, способствуют познанию мира, приучают удерживать взгляд и следить за движущимися элементами - развивают зрение, учат прислушиваться к звукам и дифференцировать их, что способствует формированию фонематического слуха. Безусловно, без маминой помощи не обойтись: хорошо в дополнение к этим игрушкам использовать малые фольклорные формы (потешки, чистоговорки, незатейливые детские песенки и прочее)
Для годовалого ребёнка предпочтительнее то, что движется, звучит, мигает. Пирамидки, машинки, пупсы, неваляшки, мягкие игрушки, музыкальные инструменты, электронные игрушки с различным набором опций – всё это будет иметь успех! И, конечно, не стоит забывать про красочные и многофункциональные бизиборды. С их помощью ребёнок продолжает знакомиться с окружающей средой через элементарные манипуляции, развивает свои физические способности.
Со временем ребёнок становится старше и ему требуется больше внимания со стороны взрослых. Вот тут и начинаются небольшие разногласия между желаниями и потребностями ребёнка с одной стороны, а также желаниями и потребностями взрослых – с другой. Как правило, в этом случае мы получаем несколько сценариев развития отношений:
- взрослый забывает про себя и полностью посвящает своё время ребёнку;
- взрослый даёт ребёнку в руки гаджеты и занимается своим делом;
- взрослый покупает «правильные» игрушки и, находясь рядом с малышом, успевает позаниматься своими делами.
Безусловно, третий вариант самый безопасный для сохранения психического здоровья ребёнка и эмоционального фона родителей. В каждом деле важен компромисс: ребёнок не должен чувствовать себя обузой для родителей, но в то же время родители не должны отказываться полностью от своих интересов.
Какие же игрушки могут сопровождать ребёнка всё его детство и одновременно называться «правильными»? Для таких игрушек существует несколько правил. Первое – они, конечно, должны быть безопасны, то есть изготовлены из экологически чистых материалов и до определённого возраста не содержать мелкие детали. Второе – они должны быть красивыми и аккуратными. Третье – развивать ребёнка с разных сторон.
Нужны ли в детстве книги? Безусловно! Причём лучше начинать со сказок, соответствующих возрасту, в которых есть яркие красочные иллюстрации понятные ребёнку (детям очень нравятся книги-панорамки).
Новые книги и игрушки лучше всего рассматривать вместе с детьми. Игрушки старайтесь описывать, а книги пересказывать. Любые наборы для творчества тоже подойдут, а вот всякие учебные пособия и тетради лучше оставить до школы. В дошкольном возрасте у ребёнка должна быть возможность с помощью игрушек и детской литературы достичь определённого уровня развития, не забивая мозг огромным количеством учебной информации, чтобы воспринимать абстрактный материал в школе.
Получается, что «правильные» игрушки ребёнок к школе должен перерасти. Но это не означает, что с началом школьной жизни у ребёнка должно полностью пропасть желание играть с любимыми игрушками! Просто качество игры становится другим, появляются более сложные сюжеты и новые роли.
В школьном возрасте игрушки могут быть какими угодно (главное, не забывать про правило №1), а фантазия ребёнка добавит нужные качества для игры с ними. Если в раннем возрасте пирамидка была лишь пирамидкой, развивающей координацию, цветовосприятие и сравнение по величине, то в старшем дошкольном возрасте эта же пирамидка может стать волшебным деревом или замком, а плюшевый мишка превратится в говорящего друга.
Помните, что до учебной деятельности нужно дорасти с помощью игрушек и детских книг. Поэтому «читать-писать» лучше оставить до старшего дошкольного возраста. И как только ребёнок начнёт к вам сам приставать с просьбами научить его читать, - значит, пришло время обучать письменной речи. Но, поверьте, это случится не раньше пяти лет. А до этого времени играем-играем-играем и развиваем мелкую моторику с помощью изодеятельности и декоративно-прикладного искусства, хорошо, что в наше время существует множество наборов для творчества. С помощью игрушек и детской литературы мы готовим ребёнка к школе, и заменять периоды дошкольного развития и школьного обучения не стоит, чтобы не отбивать желания учиться, когда наступит для этого биологический возраст.
Колчина Мирьям Дмитриевна,
учитель-логопед I кв. кат., дефектолог,
ГБОУ школа №1259, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Отзывы наших читателей
- Татьяна Фёдоровна Стародомская
- Сборные деревянные модели. Автомобили. Мотоциклы
- Лиса – лесная краса
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии