"Игры и Игрушки" №3-2014
Покоритель космоса
Детская игрушка всегда отражает современные достижения общества. Игрушечная железная дорога появилась после технического прорыва XIX века. После успеха Советского Союза в космическом пространстве не могли не появиться игрушки, связанные с этим эпохальным событием. Одной из самых желанных и необычных игрушек стал «Луноход». Ещё бы: программируемая самоходная «Электроника», можно сказать маленький робот, выполняющий ваши команды!
Как и у некоторых других советских электронных игрушек, у «Лунохода» был зарубежный прототип. За основу отечественного варианта была взята игрушка от MiltonBradley «Bigtrak», выпускавшаяся в США и Великобритании в 79-81-м гг. В СССР производство аналога было запущено в 85-м году. Выпускали игрушку в подмосковном Солнечногорске, Зеленограде и в республике Беларусь. Часть продукции шла на экспорт, для стран Варшавского договора. Название не блещет оригинальностью: «Луноход» с серийным номером «Электроника ИМ11». Да и внешне, на первый взгляд, игрушка ничем не отличалась от старшего заморского брата.
В отечественном варианте к луноходу нельзя было подключить прицеп. Но конструкция была несколько усилена: добавлены крепежи верхней крышки (четыре штуки вместо двух для надёжности), задняя ось сделалась съёмной, а не отлитой вместе с корпусом. У части первых экземпляров надписи на клавиатуре были переведены на русский язык, у другой части — нет. Был добавлен пластмассовый бампер с датчиком нажатия, выключающий игрушку с полным стиранием программы при столкновении с препятствием. Так на 52-й международной выставке-ярмарке «Ганновер» была представлена «игрушка электронная программируемая «Луноход» от Солнечногорского завода. Объём выпуска был небольшой, поэтому многим такой программируемый луноход был незнаком.
«Луноход Электроника ИМ-11» представлял собой шестиколёсный танк с плёночной клавиатурой на верхней части корпуса. Игрушка управлялась не по радио или по проводам, а программировалась с помощью встроенного пульта. Можно было использовать шесть основных команд, которым подчиняется луноход: вперёд, назад, влево, вправо, стоп и лазер. Игрушка могла запоминать последовательность длиной до 16(!) команд и выполнять её. Программировался луноход только пультом. Дисплея на устройстве нет, поэтому просмотреть вводимую программу было нельзя. Только запустить движение и наблюдать. Клавиатура имела цифровое поле для ввода параметров команд, клавиши команд и несколько сервисных клавиш. Например, можно было задать последовательность: «двигаться вперёд на пять единиц», «пауза», «повернуться на 90 градусов вправо», «сделать выстрел» и т.д. На игрушке в районе колёс стояли датчики пройденного расстояния, которые позволяли отмерять «шаги» лунохода. Также присутствовала команда повтора, что позволяло организовывать простые циклы. Игрушка предназначалась для «развития у детей 6—12 лет интереса к техническому творчеству, навыков программирования, расширения их кругозора».
Один из главных недостатков игрушечного советского лунохода — система питания от батареек. Для передвижения всей конструкции требовались 4 батарейки класса А— для питания электродвигателей, 1 батарейка типа «Крона» — для питания электронных систем управления, которые было трудно (а сейчас уже и невозможно) достать. Кроме того при активной игре заряда батареек хватало на непродолжительный срок.
На момент выхода игрушка была необычайной диковинкой и поражала умы советского народа. Это была первая в стране программируемая электронная игрушка! Она позволяла как детям, так и взрослым познакомиться с миром программирования и информатики в котором человеку второго тысячелетия предстояло жить и работать. «Луноход» был игрушкой довольно дорогой на тот момент (составляла примерно пятую часть средней зарплаты) и редкой. Счастливые обладатели соревновались в умении виртуозно запрограммировать «Луноход». Редко получалось устраивать различные соревнования по программированию роботов. Проводились состязания трёх видов: прохождение из точки А в точку Б за наименьшее время, то же самое, но с самой короткой программой и преодоление полосы препятствий. В последнем случае победителем объявлялся тот, чей луноход проходил по ней наибольшее расстояние.
Советские игрушки отличались от современных: они были не такими яркими и красочными, но с другой стороны были гораздо более добротными и крепкими. В Сети можно найти пошаговые инструкции по восстановлению любимых «Луноходов». Если зачистить окислившиеся от времени провода, «достать» батарейки, то «Электроника ИМ-11» мигнёт и поедет исполнять заданную программу. Наверное, именно поэтому часто встречаются «дети» той эпохи, которые странствуют по просторам интернета в поисках, так полюбившихся им в детстве советских игрушек. И «Луноход Электроника ИМ-11» одна из них.
Как и у некоторых других советских электронных игрушек, у «Лунохода» был зарубежный прототип. За основу отечественного варианта была взята игрушка от MiltonBradley «Bigtrak», выпускавшаяся в США и Великобритании в 79-81-м гг. В СССР производство аналога было запущено в 85-м году. Выпускали игрушку в подмосковном Солнечногорске, Зеленограде и в республике Беларусь. Часть продукции шла на экспорт, для стран Варшавского договора. Название не блещет оригинальностью: «Луноход» с серийным номером «Электроника ИМ11». Да и внешне, на первый взгляд, игрушка ничем не отличалась от старшего заморского брата.
В отечественном варианте к луноходу нельзя было подключить прицеп. Но конструкция была несколько усилена: добавлены крепежи верхней крышки (четыре штуки вместо двух для надёжности), задняя ось сделалась съёмной, а не отлитой вместе с корпусом. У части первых экземпляров надписи на клавиатуре были переведены на русский язык, у другой части — нет. Был добавлен пластмассовый бампер с датчиком нажатия, выключающий игрушку с полным стиранием программы при столкновении с препятствием. Так на 52-й международной выставке-ярмарке «Ганновер» была представлена «игрушка электронная программируемая «Луноход» от Солнечногорского завода. Объём выпуска был небольшой, поэтому многим такой программируемый луноход был незнаком.
«Луноход Электроника ИМ-11» представлял собой шестиколёсный танк с плёночной клавиатурой на верхней части корпуса. Игрушка управлялась не по радио или по проводам, а программировалась с помощью встроенного пульта. Можно было использовать шесть основных команд, которым подчиняется луноход: вперёд, назад, влево, вправо, стоп и лазер. Игрушка могла запоминать последовательность длиной до 16(!) команд и выполнять её. Программировался луноход только пультом. Дисплея на устройстве нет, поэтому просмотреть вводимую программу было нельзя. Только запустить движение и наблюдать. Клавиатура имела цифровое поле для ввода параметров команд, клавиши команд и несколько сервисных клавиш. Например, можно было задать последовательность: «двигаться вперёд на пять единиц», «пауза», «повернуться на 90 градусов вправо», «сделать выстрел» и т.д. На игрушке в районе колёс стояли датчики пройденного расстояния, которые позволяли отмерять «шаги» лунохода. Также присутствовала команда повтора, что позволяло организовывать простые циклы. Игрушка предназначалась для «развития у детей 6—12 лет интереса к техническому творчеству, навыков программирования, расширения их кругозора».
Один из главных недостатков игрушечного советского лунохода — система питания от батареек. Для передвижения всей конструкции требовались 4 батарейки класса А— для питания электродвигателей, 1 батарейка типа «Крона» — для питания электронных систем управления, которые было трудно (а сейчас уже и невозможно) достать. Кроме того при активной игре заряда батареек хватало на непродолжительный срок.
На момент выхода игрушка была необычайной диковинкой и поражала умы советского народа. Это была первая в стране программируемая электронная игрушка! Она позволяла как детям, так и взрослым познакомиться с миром программирования и информатики в котором человеку второго тысячелетия предстояло жить и работать. «Луноход» был игрушкой довольно дорогой на тот момент (составляла примерно пятую часть средней зарплаты) и редкой. Счастливые обладатели соревновались в умении виртуозно запрограммировать «Луноход». Редко получалось устраивать различные соревнования по программированию роботов. Проводились состязания трёх видов: прохождение из точки А в точку Б за наименьшее время, то же самое, но с самой короткой программой и преодоление полосы препятствий. В последнем случае победителем объявлялся тот, чей луноход проходил по ней наибольшее расстояние.
Советские игрушки отличались от современных: они были не такими яркими и красочными, но с другой стороны были гораздо более добротными и крепкими. В Сети можно найти пошаговые инструкции по восстановлению любимых «Луноходов». Если зачистить окислившиеся от времени провода, «достать» батарейки, то «Электроника ИМ-11» мигнёт и поедет исполнять заданную программу. Наверное, именно поэтому часто встречаются «дети» той эпохи, которые странствуют по просторам интернета в поисках, так полюбившихся им в детстве советских игрушек. И «Луноход Электроника ИМ-11» одна из них.
Материал подготовила Ольга Караваева
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку