"Игры и Игрушки" №3-2014
Игрушки больше не нужны?
Чаще и чаще в обществе слышны недоумённые возгласы родителей: «Мой ребёнок не хочет играть в игрушки». Что это за веяние такое? Давайте разбираться
Детей в современном мире с первых месяцев жизни окружают технические средства. И сегодня малыши, ещё носящие подгузники, просто виртуозно управляются с компьютерами, планшетами, телефонами. Неудивительно, что зачастую планшет становится единственной игрушкой, вызывающей у ребёнка интерес. Мячики, пирамидки, машинки не могут конкурировать с последним словом техники. Плюсов у планшета, конечно, много. Надолго занимает ребёнка, содержит много игр, в том числе развивающих и познавательных, проигрывает музыку, развлекает яркими картинками. Именно этими соображениями и руководствуется большинство мам. На всевозможных родительских форумах часто поднимается тема: давать или не давать планшет ребёнку трёх лет. И только 5% пользователей выражают отрицательное мнение.
Однако психологи и физиологи бьют тревогу. Планшет, по их мнению, не годится на роль развивающей игрушки. У детей в возрасте до трёх лет не до конца сформированы глазные функции, и ведущим способом познания остаётся тактильное. Соотнесение зрительного образа и тактильного помогает формированию нервных связей в головном мозге. По данным учёных к трём годам мозговой потенциал ребёнка составляет 80 % от взрослого состояния. Именно в этот период времени дети легко обучаются. Длительное использование планшета не только забирает у ребёнка время для обучения чему-то новому, но ещё отрицательно сказывается на его развитии. Зрительные нервы получают двойную нагрузку, ребёнок лишается тактильного восприятия, общаясь только с сенсорным экраном. Это уже не удивительно, когда четырёхлетка не знает что такое бумажная книга и водит пальцем по странице, ожидая, что она сама перелистнётся (ведь на планшете-то работало!). Кроме того, именно с этого возраста закладывается творческое умение детей фантазировать. А для того, чтобы дать волю своим мыслям, понять, как работает фантазия, нужно свободное время и не хитрые предметы (бумага, карандаши, пластилин, палочки и ниточки, то, из чего можно что-то создать.
Некоторые родители возразят: для планшетов разработано много развивающих детских приложений, от них только польза. Однако есть информация, что сами разработчики детских приложений для iPad, тем не менее, ограничивают доступ к телевидению и планшетам для своих собственных детей.
Стремление родителей освоить новые технологии, привнести их в жизнь своего ребёнка понятны. Папы и мамы хотят, чтобы дети научились умело лавировать в цифровом потоке, в котором им придётся провести всю жизнь. Но с другой стороны, существует опасность, что, погрузившись в мир виртуальный, ребёнок так и не научится жить в мире реальном. Обилие социальных сетей лишний раз демонстрирует то, что люди в настоящее время предпочитают общаться с аватаркой, а не конкретным человеком.
В ответ на животрепещущую тему учёными был проведён ряд исследований, направленных на изучение зависимости детей к мобильным устройствам. Самым последним исследованием стала работа Французской Академии наук. В свет вышла книга под названием «Ребёнок и экраны» (L’enfant et les crans), которая позволяет пролить свет на этот вопрос с помощью результатов последних работ в неврологии, психологии и медицине. Основной упор учёные делают на различие восприятия ребёнком статического и интерактивного экранов. Так, специалисты не рекомендуют сажать детей перед устройствами с неинтерактивными экранами до трёхлетнего возраста. Было неоднократно доказано, что ребёнку очень сложно понять отличия между тем, что происходит на экране и в реальном мире.
До двух лет детей полностью поглощает то, что они видят на экране, даже если оно лишено всяческого смысла. В то же время, если экран предлагает интерактивное содержимое, то этот эффект поглощения становится намного слабее. Но не исчезает полностью! В работе учёных даже есть теоретические указания, что воспринимать планшет ребёнок может с полугодовалого возраста. В интервью журналу один из авторов исследования Академии наук Оливье Удэ советует придерживаться золотой середины: «Цифровые устройства формируют у подрастающего поколения гибкое, быстрое, дробное, автоматическое и многозадачное мышление. В то же время они не лучшим образом отражаются на способностях к синтезу, абстракции и классификации информации. Отсюда возникает риск формирования поверхностного ума. Поэтому нам нужно сохранить неторопливое, линейное, глубокое или даже глубинное мышление, которое сформировало у нас книжная культура с момента изобретения печатного станка, и по-прежнему передавать его детям. Если они смогут совместить одно с другим, то будут творить чудеса». На страницах интернета можно увидеть сравнение планшета с тонким хирургическим инструментом. При грамотном осторожном использовании оно должно не навредить, а, напротив, принести пользу маленьким исследователям современного мира.
Дорогие читатели!
По сложившейся традиции мы просим вас, наши уважаемые читатели, присылать свои мысли и отзывы по затронутой проблеме на электронный адрес редакции: redaktor@i-igrushki.ru.
Детей в современном мире с первых месяцев жизни окружают технические средства. И сегодня малыши, ещё носящие подгузники, просто виртуозно управляются с компьютерами, планшетами, телефонами. Неудивительно, что зачастую планшет становится единственной игрушкой, вызывающей у ребёнка интерес. Мячики, пирамидки, машинки не могут конкурировать с последним словом техники. Плюсов у планшета, конечно, много. Надолго занимает ребёнка, содержит много игр, в том числе развивающих и познавательных, проигрывает музыку, развлекает яркими картинками. Именно этими соображениями и руководствуется большинство мам. На всевозможных родительских форумах часто поднимается тема: давать или не давать планшет ребёнку трёх лет. И только 5% пользователей выражают отрицательное мнение.
Однако психологи и физиологи бьют тревогу. Планшет, по их мнению, не годится на роль развивающей игрушки. У детей в возрасте до трёх лет не до конца сформированы глазные функции, и ведущим способом познания остаётся тактильное. Соотнесение зрительного образа и тактильного помогает формированию нервных связей в головном мозге. По данным учёных к трём годам мозговой потенциал ребёнка составляет 80 % от взрослого состояния. Именно в этот период времени дети легко обучаются. Длительное использование планшета не только забирает у ребёнка время для обучения чему-то новому, но ещё отрицательно сказывается на его развитии. Зрительные нервы получают двойную нагрузку, ребёнок лишается тактильного восприятия, общаясь только с сенсорным экраном. Это уже не удивительно, когда четырёхлетка не знает что такое бумажная книга и водит пальцем по странице, ожидая, что она сама перелистнётся (ведь на планшете-то работало!). Кроме того, именно с этого возраста закладывается творческое умение детей фантазировать. А для того, чтобы дать волю своим мыслям, понять, как работает фантазия, нужно свободное время и не хитрые предметы (бумага, карандаши, пластилин, палочки и ниточки, то, из чего можно что-то создать.
Некоторые родители возразят: для планшетов разработано много развивающих детских приложений, от них только польза. Однако есть информация, что сами разработчики детских приложений для iPad, тем не менее, ограничивают доступ к телевидению и планшетам для своих собственных детей.
Стремление родителей освоить новые технологии, привнести их в жизнь своего ребёнка понятны. Папы и мамы хотят, чтобы дети научились умело лавировать в цифровом потоке, в котором им придётся провести всю жизнь. Но с другой стороны, существует опасность, что, погрузившись в мир виртуальный, ребёнок так и не научится жить в мире реальном. Обилие социальных сетей лишний раз демонстрирует то, что люди в настоящее время предпочитают общаться с аватаркой, а не конкретным человеком.
В ответ на животрепещущую тему учёными был проведён ряд исследований, направленных на изучение зависимости детей к мобильным устройствам. Самым последним исследованием стала работа Французской Академии наук. В свет вышла книга под названием «Ребёнок и экраны» (L’enfant et les crans), которая позволяет пролить свет на этот вопрос с помощью результатов последних работ в неврологии, психологии и медицине. Основной упор учёные делают на различие восприятия ребёнком статического и интерактивного экранов. Так, специалисты не рекомендуют сажать детей перед устройствами с неинтерактивными экранами до трёхлетнего возраста. Было неоднократно доказано, что ребёнку очень сложно понять отличия между тем, что происходит на экране и в реальном мире.
До двух лет детей полностью поглощает то, что они видят на экране, даже если оно лишено всяческого смысла. В то же время, если экран предлагает интерактивное содержимое, то этот эффект поглощения становится намного слабее. Но не исчезает полностью! В работе учёных даже есть теоретические указания, что воспринимать планшет ребёнок может с полугодовалого возраста. В интервью журналу один из авторов исследования Академии наук Оливье Удэ советует придерживаться золотой середины: «Цифровые устройства формируют у подрастающего поколения гибкое, быстрое, дробное, автоматическое и многозадачное мышление. В то же время они не лучшим образом отражаются на способностях к синтезу, абстракции и классификации информации. Отсюда возникает риск формирования поверхностного ума. Поэтому нам нужно сохранить неторопливое, линейное, глубокое или даже глубинное мышление, которое сформировало у нас книжная культура с момента изобретения печатного станка, и по-прежнему передавать его детям. Если они смогут совместить одно с другим, то будут творить чудеса». На страницах интернета можно увидеть сравнение планшета с тонким хирургическим инструментом. При грамотном осторожном использовании оно должно не навредить, а, напротив, принести пользу маленьким исследователям современного мира.
Дорогие читатели!
По сложившейся традиции мы просим вас, наши уважаемые читатели, присылать свои мысли и отзывы по затронутой проблеме на электронный адрес редакции: redaktor@i-igrushki.ru.
Ушакова Екатерина, выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- Темперные краски ALPINO замешаны на вдохновении
- ООО «Астрон»
- Крамаренко Оксана Константиновна
- Играем и говорим. Развитие фонематического восприятия с помощью игр
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку